ЧЕЧНЯ. Ташу-Хаджи – высокочтимый шейх тариката накшбандийа, активный участник движения мюридизма, которое распространялось среди чеченцев в 30–40-ые годы ХIХ века. В чеченском народе он именуется Воккха-Хьаьжа (Большой-Хаджи). Является уроженцем древнего населенного пункта Эндерей-аула. Родился Ташу-Хаджи в 1794 году.
Ташу-Хаджи стал заметной фигурой в горской среде, когда Гази-Магомед в 1829 г. в Нагорном Дагестане объявил газават. Ташу-Хаджи поддержал его, принял участие в его движении, направленном на утверждение шариата среди горцев. В 1831 г. он стал муллой в родном селении, а также совершил паломничество в Мекку.
После гибели БейБулата Таймиева 14 июля 1831 г. сравнительно молодой и талантливый Ташу-Хаджи стал руководителем освободительного движения в Чечне.
Организуя борьбу горцев и объединяя их под эгидой Ислама, он утвердил свое влияние в Большой Чечне, Ичкерии, Аухе и Кумыкии (равнинном Дагестане). Ташу-Хаджи развернул деятельность, направленную на сближение народов Чечни и Дагестана.
Настойчивость в достижении цели, бескомпромиссность в утверждении шариата снискали ему среди мюридов газавата имя «прямоидущий мухаджир».
В 1836 году Шамиль переселился в Ашильту с целью утверждения шариата, что вызывало недовольство не только жителей этого села, но и близлежащих. На помощь ему из Чечни прибыл Ташу-Хаджи с 40 мюридами. Он добился окончательного покорения соседних аулов шариату. Были принуждены к принятию шариата чиркатинцы, оратинцы, унцукульцы.
Начиная с 1837 года по 1839 год Пулло, этот «хитрый грек, корыстолюбивый и бессовестный человек, грабил чеченцев обоими руками», брал контрибуцию и деньгами и стадами». Он с отрядом забирал скот, имущество, наконец, жен, у кого был целковый, тот еще имел надежду откупить жену».
В царских изданиях в 80-х годов ХIХ века отмечается, что «во главе нашего управления горцами левого фланга стоял глубоко ненавидимый последними генерал-майор Пулло, человек крайне жестокий, неразборчивый в средствах и часто несправедливый, как характеризует его Галафеев и Граббе, которых нельзя заподозрить в преувеличении». Развязанный им в 1839 году по всей плоскостной Чечни террор, разорение сел, угон скота, грабеж населения, похищение горцев требовали организованного противодействия.
Восстание чеченцев в течение 1840 года, которое успешно вели Шамиль, Ташу-Хаджи, Шуаип, Джаватхан и Акберди Магома, показало всю непрочность положения царской власти в регионе.
Как сторонник утверждения шариата среди чеченцев и дагестанцев, Ташу-Хаджи добивался подчинения горцев требованиям Шамиля.
Ташу-Хаджи известен не только как воин газавата и как способный военачальник. Он автор более двух десятка прозаических и поэтических произведений, написанных на арабском и кумыкском языках. По своему содержанию они являются религиозными. Его работы и комментарии указывают на обширные познания автора в языке и грамматике, литературе адаба и стихосложении, истории, исламских преданиях и фикхе. Им написана книга «Тифл ал-ма‘ан» («Дитя смыслов»), готовил комментарий к ней, названный «Умм ал-хасан» («Мать благочестия»), который не был завершен. Его книга «Мифтах ал-асрар» («Ключ к тайнам») является суфийским трактом по космогонии. Он написал комментарий к суре «Открывающая». Имеется также небольшое произведение о пяти вещах, которые приносят счастье; произведение, в котором говорится о том, что наступят времена, когда ученые не будут приносить пользу и сами будут совершать поступки, противоречащие их знаниям.
В 1843/1844 году Ташу-Хаджи погиб в ходе сражения. Похоронен в селении Саясан. Над его могилой построен зиярат, ставший местом паломничества многих мусульман Дагестана и ЧР, последователей накшбандийа.