ЧЕЧНЯ. Великий шейх Ташу-хаджи - один из самых известных политических деятелей Чечни XIX века, активный участник Кавказской войны на стороне Шамиля.
Истинное его происхождение неизвестно. Предполагается, что Ташу -Хаджи, будущий имам Чечни, родился в крупном мусульманском селении Эндирей, ныне Хасавюртовского района Дагестана. Здесь в XIX столетии бок о бок проживали кумыки и чеченцы-аккинцы. Есть также версия, что Ташу-хаджи был родом из чеченского аула Мичик.
Одни историки Кавказа предполагают, что Ташу-хаджи был чеченцем-аккинцем. Другие спорят, что легендарный имам был по этническому происхождению кумыком. В конце концов, для Северного Кавказа национальные корни лидера были не столь важны.
Доподлинно установлено, что Ташу-хаджи отлично владел кумыкским языком, лингва-франка Северного Кавказа XIX века. На этом языке (а также на арабском) Ташу-хаджи даже писал сохранившиеся до наших дней стихи.
Сам себя Ташу-хаджи называл себя на арабском языке "Ал-Гумуки", то есть кумыком. Или "Ал-Индари", - человеком из Эндирея. Чеченцы обращались к нему "Вокха-хаджи" - Великий Хаджи.
В 1820-е годы пользовавшийся большим авторитетом в Чечне исламский богослов Ташу-хаджи начал призывать чеченцев к сопротивлению России. Он был в 1834 году избран имамом (религиозным предводителем Чечни), сменив на этом посту попавшего в русский плен Авко Унгаева, одного из лидеров чеченского восстания 1825 года. Ташу-хаджи убеждал чеченцев присоединиться к дагестанцам, также воевавших против царя.
Этим Ташу-хаджи радикально отличался, например, от другого чеченского лидера, Бейбулата Таймиева, пытавшегося объединить чеченцев в отдельное государство, возможно даже под протектором России.
Своими пламенными призывами Ташу-Хаджи к середине 1830-х годов смог склонить на свою сторону значительное число жителей горной Чечни. Поначалу русское военное командование рассматривало Ташу-хаджи как соперника Шамиля, другого возможного претендента на пост имама объединенных Чечни и Дагестана. Тем более, что Ташу-хаджи поначалу не признавал власти Шамиля. И даже, как выше сказано, сам претендовал на пост имама Дагестана.
Однако оба мудрых и влиятельных горских мусульманских лидеров уже в конце 1830-х годов смогли найти общий язык. И договорились об объединении сил в войне с Россией, начали координировать свои действия. А в 1839 году после разгрома в Ахульго Шамиль нашел лишь один выход — ушел в Чечню, где в Беное был ласково принят именно Ташу-хаджи.
Именно с подачи Ташу-хаджи чеченцы становятся главной ударной военной силой государства имама Шамиля. Ташу-хаджи в 1840 году поднимает общечеченское восстание, бразды верховного правления которым передает именно имаму Шамилю. Сам Ташу-хаджи, подчиняясь Шамилю, становится его наибом (наместником) Ауха (области чеченцев-аккинцев в современном северном Дагестане).
Обстоятельства смерти Ташу-Хаджи весьма туманны. Последним годом жизни его называется 1846 год. По одной из версий, лидер чеченцев скончался от ран, полученных в боях. Его могила (зиярт) в ауле Саясан Ножай-Юртовского района Чечни ныне - место паломничество не только чеченцев, но и многих соседних народов.