Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Арабские письма Шамиля из Архива Б.А. Дорна


Просмотров: 1 645Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:

Пояснения

(Пользуясь случаем, приношу искреннюю благодарность ст. науч. сотруднику ИИЯЛ Дагестанского филиала АН СССР М.-С. Саидову за оказанную мне помощь в вопросах дагестанской топонимики)

Письма Шамиля и в равной мере остальные документы дагестанской коллекции являются важнейшими источниками для истории Чечни и Дагестана, в первую очередь Чечни. И это следует отметить особо, ибо ни в каком другом хранилище не сохранилось такого большого количества документов, которые относились бы к одному времени, одной среде и к одним лицам. Кстати, и в дагестанском хранилище арабских документов материалов, которые могли бы характеризовать движение Шамиля в Чечне, не так много.


Коллекция писем содержит переписку более двух десятков лиц, в числе которых в основном фигурируют наибы Чечни — мичиковский Шу’айб, наибы Большой Чечни Сухайб и Талгик, наибы Малой Чечни Са’дулла, Атабай, Дуба и др. Наибы Нур-‘Али и Килик, Мухаммад-Амин и Хаджжи Йахйа, Данйал— султан елисуйский и Абакар гумбетовский являются корреспондентами наиба (позже мудира) Мухаммеда Мирзы Анзорова, которому адресовано 23 письма от 12 лиц; им самим отправлено пять писем пяти лицам. Наибу Дубе адресовано 13 писем от семи лиц, а от него исходит три письма трем лицам. От Абакара гумбетовского исходит пять писем четырем лицам, а к Абакару адресовано одно письмо. Самые активные корреспонденты — Дуба и Мухаммед Мирза — обменялись только одним письмом. Из девяти писем Шамиля семь — [219] датированных, они относятся к периоду апрель 1845 г. — сентябрь 1850 г.


В противоположность большинству до сих пор опубликованных писем (проф. Казембеку, ген. Богуславскому, полк. Руновскому, бар. Николаи), настоящие письма представляют интерес как образцы внутренних сношений Шамиля. Они дают возможность ознакомиться с типом официальных декретов Шамиля о назначении наибов, смешении их, объеме их функций и т.д. 1845-1850 годы — период дальнейшего упрочения власти Шамиля в Чечне, с одной стороны, а с другой — это период активизировавшейся деятельности русских войск, ставивших целью отторгнуть Чечню из-под власти Шамиля, что в 1852 г. и привело к разгрому Чечни.

В состав Чечни после упрочения в ней власти Шамиля входили все земли, ограничиваемые на западе р. Сунжей и Малой Кабардой, на севере — р. Тереком, с севера и востока — Качкалыковским хребтом, отделяющим Чечню от кумыкских владений, и с юга — Андийским хребтом


В 1842 г., закрепившись в Чечне, Шамиль разделил ее на три наибства: 1) Мичиковское (наибом был назначен Шу’айб-Мулла), 2) Большая Чечня (наиб’Исса), 3) Малая Чечня (наиб Ахверды-Магома). Число и состав наибств менялись. Так, в 1843 г. Шамиль разделил Чечню уже на шесть наибств. В частности, в этом году к наибу Дубе отошли от Большой Чечни все аулы, лежащие у подножия Черных Гор. В 1845 г. Большая и Малая Чечня с обществами Мичиковским, Качкалыковским и Ичкерийским были разделены на семь наибств. А в 1846 г. образовались еще наибства Шатоевское, Шубутовское и Чабирлоевское 13.


В 1845 г. Дуба был перемещен Шамилем на наибство в земли между реками Аргун и Мартен вместо смещенного наиба [220] Теиба 14. В 1845-1846 гг., к которым относятся письма I, II, III, Дуба действовал в Малой Чечне. В июле 1845 г. он участвовал в ичкерийских событиях, когда русские войска под командованием М.С. Воронцова предприняли поход в Дагестан и Ичкерию (район Чечни), и был ранен .


Переписка Шамиля с Дубой (в письмах его имя встречается в разных формах: ***) позволяет сделать выводы о том, что Дуба пользовался большим расположением и доверием Шамиля (см. письмо III). Письмо I Шамиля к Дубе касается отношения к перебежчикам от русских. Роль и значение наиба Дубы еще более наглядны из письма IV.


Другие пять писем (IV, V, VII, VIII, IX) связаны с именем наиба Мухаммеде Мирзы. Во французском пояснении к дагестанской коллекции И.А. Бартоломей так характеризует его: “Мухаммед Мирза Анзоров — один из влиятельнейших узденей в Малой Кабарде. Он активно поддерживал Шамиля в его планах вторжения в Кабарду в 1846 г., но когда поход не удался, Мухаммед Мирза последовал за Шамилем” .


Мухаммад Мирзе был поставлен наибом над Малой Чечней, сменив на этом посту 22 августе 1846 г. гехинского наиба Атабая. В дорновской коллекции есть документ (датирован 2 декабря 1846 г.), в котором подтверждается это назначение, скрепленное подписями свидетелей и печатями Мухаммада Мирзы и Атабая (дорновская коллекция, лл. 22-23). Мухаммед Мирза умер 19 июня 1851 г. от раны, полученной в сражении против войск .


Письмо IV от 4 марта 1849 г. к наибу Дубе говорит о том, что Шамиль выделяет Мухаммеду Мирзе земли, лежащие за Аргуном к западу от Веранды (***), Вашендороя (***), Закана (в тексте *** по-видимому, имеется в виду Закан-Юрт) и Тумсоя (в тексте ***). [221]


Территория области, отдаваемой под власть Мухаммеда Мирзы, и упомянутые пункты указаны на карте, составленной А.П. Берже 18.


Эти земли и указанные географические названия обозначены также на карте, составленной Юсуфом Гаджи Сафаровым 19.


По-видимому, письмо IV к Дубе было написано Шамилем во время назначения Мухаммеда Мирзы главным наибом, т.е. мудиром. Этот документ дает возможность датировки письма V, в котором Шамиль обращается к наибу со словами приказа: “Чтобы ты смотрел на этих мухаджиров-черкесов взглядом радости и почтения… Мы повелели это и другим наибам…”. Можно предположить, что это письмо было написано вскоре после назначения Мухаммеда Мирзы главным наибом — мудиром (после 4 марта 1849 г.).


Письмо VII от 20 сентября 1850 г. адресовано жителям вилайета Калай 20 и Аршты (Арштхой) 21 с извещением о том, что над ними назначен правителем Мухаммед Мирза.


В числе корреспондентов Шамиля фигурирует еще одно лицо — Хаджжи Йахйа, “один из лучших наибов” 22, известный как организатор артиллерийского дела в имамате Шамиля. В письме от 16 марта 1849 г. Шамиль поручает ему помочь Мухаммеду Мирзе перебраться с семьей в Автур, один из тех двух аулов, где была захвачена переписка этого наиба.


Письмо IX, адресованное Шамилем Мухаммеду Мирзе, не датировано. Однако, так как Шамиль обращается к нему как к мудиру, видимо, письмо написано уже после 4 марта 1849 г. Здесь идет речь о каком-то сражении и поражении, которое потерпел Мухаммед Мирза. В письме есть также указание на дополнительный порядок бракосочетания, введенный Шамилем в имамате 23. Шамиль советует мудиру выдать вдов павших в борьбе с “кяфирами” (неверными) за достойных их мужчин. [222]


Письма Шамиля являются важными источниками для истории освободительного движения горцев на Кавказе и участия в нем Чечни; они приобретут еще большую ценность и получат дополнительную характеристику при издании всей переписки коллекции.


Вернуться в начало


checheninfo.ru



Добавить комментарий

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ:


ЧТО ЧИТАЮТ. BEST:

Время в Грозном

   

Горячие новости


Это интересно

Календарь новостей

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru      checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

 checheninfo.ru  checheninfo.ru checheninfo.ru checheninfo.ru Ютуб Гордалой  checheninfo.ru Ютуб Гордалой Ютуб Гордалой checheninfo.ru

 checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"