ДАЙДЖЕСТ: |
Против рока в них бунтуют дерзко
Каждый слог и каждая строка.
Гуинплен
Илланча, поэт, драматург, Гапур Алиев многие годы своей жизни посвятил служению великим древнегреческим Музам – Эвтерпе, Эрато, Талии и Мельпомене. Сегодня скромного барда нет с нами, но в сонетах, созданных им в последний период жизни – с 2004 по 2010 год, продолжает биться сердце трепетное, беспокойное… Давайте же и мы вслушаемся в его стук и, учитывая, что Гапур был человеком негромким, далеким от помпезности, попытаемся осветить его личность общепринятым в науке способом – через его произведения. В них поэт, не стесняясь хулы и порицания, оголяет душу, выражая от своего имени свои собственные чувства. Автобиографичность сонетов очевидна не только тем, кто хоть чуточку был знаком с ним, но и тем, кто вообще его не знал, – стихи искренни, незатейливы, дневниково откровенны. Этим ключом отпирается именно сердце поэта, а не внутренний мир лирического героя, за которым часто прячут свои чувства авторы. Какие же звуки слышны в непрекращающемся биении? Любовь, поиск идеала и гармонии в несовершенном мире людей, самообвинения за необузданную страсть и скорбные размышления о задаче настоящей жизни, о преходящем и вечном, об отверженном звании поэта, художника вообще, провидческое ощущение неминуемо приближающегося конца своего жизненного пути… Последний мотив усиливается с каждым новым сонетом, приводя к самобичеванию за годы бессмысленного прожигания столь ценных минут бытия:
Меня мало осталось на свете,
Реку жизни почти перешел.
Мои крылья устали в полете.
Я грехами себя превзошел.
«По ошибке сюда я явился», – горько восклицает поэт в другой раз.
Отчетливо сознавая, что соревнование с «бездушным» всесильным временем, превратившим в прах «царей, владык жестоких, сумасбродных», заранее проиграно, поэт тем не менее не перестает его поддевать. И каждый раз Время выступает в новом обличье – то озорного юноши, то бесстыдного вора: «Ну, догони, догони меня, молодость! / Зачем ты так бесстыдно отстаешь? / И днем, и ночью тихо мои годы красть / Ты, молодость моя, не устаешь». Зачастую время становится синонимом давящей своей неотвратимостью Смерти – «быть вечным в этом мире разве можно?» И все же дерзость его берет верх в этом споре с вечностью, жизнь любого творца продлевается в его творениях:
А он, воспевший соловья и розу,
Остался жить, как песня соловья.
Самой удобной формой поэтического проговаривания чувства и мысли становится для него сонет, стихотворение с ограниченным числом строк. Но самая изощренная конструкция в 14 строк не создаст еще песни души особой тональности. Если читать сонет за сонетом, то видно, что один стих как бы является продолжением другого. И взятые вместе, они представляют свободное высказывание, непрерывный монолог поэта о драме его жизни, сквозь оболочку искусственной формы отчетливо раздается трепетание живого сердца. В них нет ни одной буквы, которая не была бы перечувствована и выстрадана. И заскорузлый, скупой слог как нельзя лучше отражает эти нетеатральные переживания.
Поэт не стремится к оригинальности. Жизнь предстает в тривиальном образе дороги, но стоит-то он у самой ее черты, у самого порога, «на последнем перекрестке», «на краю обрыва»: «Порвались струны, громкие доселе, устали кони, возничий уснул», и откровения утомленного путника звучат надрывно, как последняя исповедь. Он без кокетства позволяет нам сканировать свое личное духовное пространство, в котором вовсе нет гармонии, «с рождения я с этим миром в ссоре, / и мается бессмертная душа». Извечная эмоция поэта – тоска, ведь идеал недостижим, краток миг счастья, иллюзорен, опять не та встреча, опять недотягивает возлюбленная до совершенства. И только жадная устремленность к своему призрачному эталону дает силы изможденному долгими поисками пилигриму жить дальше, наполняет страстью и способностью отчаянно сразиться за свою мечту: «Весь мир взорву, чтобы с тобою быть». При этом он не тщеславен, щедр, великодушен, готов делить чужие горести, «себя уже раздарил», «тебе – счастье, моя доля – тоска»:
КРАСНОДАР. Работорговцы из Ставрополья попались при попытке продать свою жертву в Краснодарский край
ЧЕЧНЯ. Сотрудники МЧС освободили ребенка, нога которого застряла в отопительной батарее
РОСТОВ. В Ростовской области при падении обломков БПЛА пострадал человек
КРАСНОДАР. За танец на могиле краснодарский суд приговорил девушку к 440 часам обязательных работ
РОСТОВ. В городах Ростовской области откажутся от двоевластия
ЧЕЧНЯ. Парк птиц в Курчалое стал финалистом премии «Парки России»
ЧЕЧНЯ. Больница Урус-Мартановского района получила рентгеновскую установку «С-Дуга»
ЧЕЧНЯ. В ЧГПУ прошел круглый стол, посвященный семейным традициям в современном мире
РОСТОВ. Пропавшей в Каспийске спортсменки из Ростова исполнилось 22 года
СЕВАСТОПОЛЬ. Пожар в Крыму: в Симферополе огонь охватил цистерну, пострадали люди
СЕВАСТОПОЛЬ. Международная акция «Георгиевская ленточка» стартовала в Севастополе
Эксперты РСХБ спрогнозировали рост в странее производства органической косметики
ЧЕЧНЯ. График работы МРЭО ГИБДД МВД по ЧР в период майских праздников
СЕВАСТОПОЛЬ. Севастопольцы могут принять участие в международной акции «Диктант Победы»