Мультипортал о Чеченской Республике

Гарун Батукаев. Непревзойденный мастер комедии

Просмотров: 3 933 Комментариев: 0


ДАЙДЖЕСТ ПРЕССЫ:

Гарун  Батукаев. Непревзойденный мастер комедииГарун Махмудович Батукаев, первый чеченский режиссер, еще в 1936 году окончил режиссерский факультет Московского Государственного Института Театрального Искусства. Он родился в Грозном, в семье купца из Старой Сунжи. Был долгожданным и желанным ребенком, ибо мальчики в семье купца Махмуда почему-то не выживали. Эта была большая драма для родителей. И когда 23 сентября 1914 года родился еще один ребенок мужского пола, то в дом пригласили известного богослова из Бердыкеля Чину-Хаджи, попросили его прочитать мовлид в честь новорожденного и дать ему имя. Мальчика нарекли громким именем Харон-Аль-Рашид. Имя всем понравилось, однако для ребенка оно было весьма громоздким. И поэтому вначале он был просто Хароном, а после учебы в Москве, для пущей важности стал Гаруном. Во всяком случае в театральных кругах Северного Кавказа его величали Гаруном Махмудовичем.

 

Гарун рос очень смышленым мальчиком. Успешно окончил школу, поступил на курсы учителей начальных классов, после окончания которых был направлен в Шали сельским учителем. Но в те годы учитель – это было намного больше, чем просто учитель. Прежде всего они принимали самое активное участие в общественной жизни села, района, республики. Основные усилия любого учителя были направлены на ликвидацию сплошной безграмотности. Для этого создавались в каждом селе избы-читальни. При каждой избе-читальне были всевозможные самодеятельные кружки. Один из таких кружков – драматический – создал и Гарун Батукаев. Участники драматического кружка ставили скетчи, интермедии, одноактные пьесы. В те времена регулярно проводились смотры, конкурсы, фестивали районного, а затем и республиканского масштаба. Драматический кружок из Шалей под руководством Гаруна Батукаева постоянно брал призовые места. Самодеятельного режиссера заметили, оценили и пригласили в Грозный руководить клубом «Пролетбат». И здесь неутомимый активист начал работать, засучив рукава. Готовил литературно-музыкальные композиции, ставил интермедии и скетчи. Тексты писал сам. В них, как правило, высмеивалось уходящее темное и уродливое, приветствовалось все новое, советское и молодое. И рабочий люд Грозного гурьбой шел на эти представления, чтобы послушать озорные куплеты, зажигательную музыку, посмеяться над сатирическими сценками.

 

В отделе политпроса души не чаяли в талантливом молодом человеке. В 1931 году руководство города отправляет его на учебу в Москву в театральный институт. И надо ему отдать должное – в Москве Гарун Батукаев учился с особым рвением. Он перечитал почти всю западно-европейскую литературу. Изучил русскую литературу. Посещал театры и концертные залы, художественные выставки и литературные вечера. Гарун Батукаев от природы был одаренным человеком, годы учебы в Москве сделали из него высокообразованного профессионала. И, наверное, поэтому первая же его постановка, спектакль «Храбрый Кикила» стал знаменательным событием в культурной жизни Чечено-Ингушетии. Учитывая, что театр – искусство синтетическое, Гарун Батукаев привлек к работе над спектаклем и композитора Умара Димаева, и поэта Арби Мамакаева. Задействовал блестящий актерский ансамбль: Яраг1и Зубайраев, Абухаджи Туликов, Исмаил Ибрагимов, Асет Исаева, и непревзойденный Мовжди Бадуев был в главной роли. Получился красочный и жизнеутверждающий спектакль, который каждый раз проходил при аншлаге. Такого успеха театр еще не знал. Вслед за спектаклем «Храбрый Кикила» Гарун Батукаев ставит нашумевший спектакль «Праздник колхозника» по одноименной пьесе Нурдина Музаева. И опять творческое содружество виртуозов чеченской культуры. Музыку к спектаклю пишет чеченский Моцарт - Умар Димаев, а стихи Арби Мамакаев. По заказу режиссера Гаруна Батукаева именно к спектаклю «Праздник колхозника» написаны Арби Мамакаевым, впоследствии ставшие широко известными песни «Хьалаг1аттал, Асет, хьо хьала»… и «Зезаг ду бацалахь лепаш», во всяком случае так утверждал сам режиссер Гарун Батукаев, в личной беседе с автором данной статьи. В спектакле было много веселья, песен и танцев. Он прошел с оглушительным успехом. Гарун Батукаев шаг за шагом становился всеобщим любимцем и у него были далеко идущие творческие планы. Осенью 1937 года основоположник чеченской литературы Саид Бадуев принес в театр свою пьесу «Петимат». Гарун Батукаев взялся за ее постановку.

 

Режиссер работал в тесном контакте с автором пьесы. Многие картинки и реплики пьесы менялись тут же, по ходу репетиций. Спектакль рождался в жестких спорах. Долгими часами обсуждалась каждая мизансцена будущего спектакля. Дискутировали не только автор пьесы и постановщик спектакля. В этих жарких спорах принимали активное участие и актеры – исполнители главных ролей. Роль Петимат готовила юная красавица Тамара Алиева, роль Мусоста была у Яраг1и Зубайраева. Над ролью Калы работал Мовжди Бадуев. Однако накануне премьеры внезапно арестовали Саида Бадуева, и спектакль сняли с показа. Наложили вето на все произведения Саида Бадуева. Время было тревожное. В стране гарцевал культ личности Сталина и зловещая тройка без суда и следствия отправляла людей на эшафот. Многие представители чеченской интеллигенции бесследно исчезли за мрачными стенами НКВД. Над гражданами страны Советов дов­лел страх. В таких условиях весьма сложно было работать, но Чечено-Ингушский государственный драматический театр собрал волю в кулак и успешно преодолел шоковое состояние. К открытию летнего сезона 1938 года театр подготовил спектакль «Асет» по одноименной пьесе Нурдина Музаева . Спектакль о будничных хлопотах и заботах сельской молодежи. Главная героиня Асет – олицетворение передовой молодежи тех лет, своеобразный идеал, на кого должны равняться остальные юноши и девушки чеченских аулов. Постановщиком спектакля был Гарун Батукаев. Написал пьесу «Зайнап» и другой чеченский писатель Билал Саидов. И опять Гарун Батукаев ставит масштабный спектакль по этой пьесе о незавидной доле безграмотной чеченской женщины. При такой интенсивной работе талантливый режиссер Гарун Батукаев успевает отслеживать и новинки драматургии братских республик. Пьеса грузинского драматурга Г. Мдивани «Честь» привлекает режиссера героическим патриотизмом. После кропотливой работы над этой пьесой Гарун Батукаев представил на суд зрителя серьезный спектакль о мужественных защитниках отечества.

 

К 125 – летию одного из величайших русских поэтов М.Ю. Лермонтова, театр выбрал для постановки его роман «Герой нашего времени», вернее, одну из самых трогательных частей романа – «Бэла». Гарун Батукаев долго и тщательно готовился к этой постановке. Ревностно отбирал актерский ансамбль. Обсуждал декорации каждой мизансцены с художником Э. Бернгардом. Долго подбирал музыку с известным композитором А. Александровым. Наверное, поэтому и спектакль получился на славу. Грандиозный успех спектакля вместе с талантливым режиссером Гаруном Батукаевым делили и незаурядные актеры нашего национального театра. Несравненная Тамара Алиева – в роли Бэлы. Т. Мальсагов – исполнитель роли Печорина. Заслуженный артист ЧИАССР Мовжди Бадуев в роли Максим Максимыча. А вот роль Азамата, брата Бэлы, играл сам режиссер спектакля, Гарун Батукаев.

 

Плоть от плоти своего народа, режиссер Гарун Батукаев очень хорошо знал и любил героическую историю чеченского народа. Изучал устное народное творчество. Мечтал поставить добротный спектакль о старине далекой. Долго ждал пьесу на эту тему. Просил ее написать драматургов, своих современников. Но такой пьесы не было. И тогда Гарун Батукаев обратился к поэту Магомеду Гадаеву с просьбой инсценировать героический эпос. После долгих раздумий выбрали народную былину «Адин Сурхо». Но тут началась война, и Родина забила в набат: «Вставай, страна, огромная, вставай на смертный бой»… Многие актеры ушли на фронт. Рвался на фронт и Гарун Батукаев, но тогдашнее руководство Чечено-Ингушетии отказало ему в просьбе. Как единственный режиссер-чеченец, он необходим был в тылу для организации концертных бригад. Зато его прославленный спектакль «Адин Сурхо» прошел по всем прифронтовым подмосткам. Роль Сурхо исполнял Ваха Ахмедович Татаев, в роли матери Сурхо выступала Асет Марцаровна Исаева. Князя Мусоста играл Тапа Мальсагов. Бойцы Красной Армии с огромным удовольствием смотрели этот спектакль. Работал театр и на стационаре, спектакли не прекращались ни на один день. Даже 22 февраля 1944 года в Чечено-Ингушском государственном драматическом театре шла героическая драма «Адин Сурхо», когда около 20 часов в зрительный зал вошли НКВДешники и директор театра Абдула Хамидов объявил: «Спектакль отменяется…» Так театр на долгие тринадцать лет прервал свою работу.

 

Семья первого чеченского режиссера Гаруна Батукаева очутилась в Джамбульской области, Казахской ССР. Чтобы как-то прокормить семью Гарун работал шахтером в одной из шахт Лениногорска. Было очень тяжело. Голод и болезни косили людей. Еще труднее было переносить незаслуженные унижения и оскорбления. Главное никто из людей не знал, за что их депортировали. Но ни на одну секунду чеченцев не покидала надежда вернуться на Кавказ. Гарун Батукаев понимал, что надо что-то делать, для поднятия духа обездоленных земляков. Но что??? И Гарун Махмудович придумал. Он, в тех жестких условиях, разыскал чеченских актеров Йиситу Ганукаеву, Андарбека Садыкова, Мовжди Бадуева и других. Невероятно, но в конце 1946 года чеченский режиссер Гарун Батукаев в далеком казахстанском Лениногорске поставил комедию «Аршин-Мал-Алан» на чеченском языке по одноименной пьесе азербайджанского драматурга Узейра. Гаджибекова. Режиссер не ошибся в своем выборе. Народ повалил на спектакль гурьбой. И не только в один вечер, и не только чеченцы и ингуши. Все знали, что чеченских актрис на женские роли не хватало. И Андарбек Садыков, и Мовжди Бадуев, да и сам Гарун Батукаев исполняли по несколько ролей в этом спектакле, порой и женские роли. Однако зрителю нравилось, и он не уставал по несколько раз смотреть «Аршин-Мал-Алан» в постановке чеченского режиссера. Ажиотаж вокруг комедии на чеченском языке быстро дошел до городских властей. Представители градоначальника снизошли до того, чтобы посмотреть спектакль на чеченском языке. Им понравилось. И они попросили поставить этот же спектакль на русском языке. Без всякой робости Народный артист Чечено-Ингушетии, первый чеченский режиссер Гарун Батукаев поставил спектакль «Аршин-мал-Алан в чужом краю на русском языке. И опять оглушительный успех. Затем Гаруна Махмудовича Батукаева попросили поставить азербайджанскую комедию на казахском языке с самодеятельными казахскими артистами.

 

Не зря же говорят, что у нас деды были боевой народ, уксус пили и хвалили, говорили – мед! Гарун Батукаев поставил свою любимую комедию и на казахском языке. И опять ошеломляющий успех! Восторженные отзывы о чеченском маэстро дошли до руководителей области. Не долго мешкая целая делегация приехала к режиссеру из Джамбула с просьбой оставить провинциальный Лениногорск и создать в самом Джамбуле областной театр русской драмы. Гарун долго не соглашался, ведь он жил одной надеждой – вернуться домой. А спектакли он ставил ради своих земляков, чтобы хотя бы на мгновение рассеять их грустные мысли. Комедия азербайджанского драматурга У. Гаджибекова «Аршин-мал-Алан» была хорошим подспорьем для этого. А создание на пустом месте нового театра дело хлопотное и могло затянуться надолго, что не входило в планы великого режиссера. Власти Джамбула были настойчивы, да и родственники самого Гаруна считали, лучше уступить просьбам властьпредержащих и работать в любимом театре, нежели надрываться, тягая вагонетки с углем. И в самом начале пятидесятых годов прошлого столетия чеченец Гарун Батукаев в должности главного режиссера приступил к созданию областного театра русской драмы в городе Джамбул. Театр состоялся. Народный артист Чечено-Ингушетии, чеченский режиссер Гарун Махмудович Батукаев работал так увлеченно и плодотворно, что когда в 1957 году чеченцам было дозволено вернуться на историческую Родину, он не смог сразу приехать домой. Профессиональная этика требовала докончить спектакль, репетиционные работы которого были в самом разгаре. Таким образом, депортация чеченского режиссера Гаруна Батукаева затянулась на четырнадцать лет.

 

К возвращению Гаруна Махмудовича Батукаева из Казахстана в 1958 году Чечено-Ингушский государственный драматический театр уже возобновил свою работу и завершил постановку спектакля «Аланбек Шерипов» по одноименной пьесе Халида Ошаева. Народный артист Чечено-Ингушетии Гарун Батукаев сразу же приступил к реанимации спектаклей «Храбрый Кикила» и «Петимат». Ждала его и новая пьеса. Магомед Мусаев написал героическую драму «Волны Терека» об отважных защитниках Родины в период Великой Отечественной войны. Для нашего национального театра тема новая, но необходимая. Невзирая на все превратности горькой судьбы у чеченского народа всегда было много самоотверженных людей. Было их немало и в борьбе с немецким фашизмом, и наши писатели до сих пор перед ними в неоплатном долгу. Пьеса Магомеда Мусаева была первой ласточкой на эту тему. И Гарун Батукаев с особым рвением взялся за постановку этого эпического полотна. Роль главного героя в спектакле, красноармейца, Юсупа, играл талантливый актер Магомед Хадзиев. Маму Юсупа, Човку, играла Заслуженная артистка Чечено-Ингушетии Асет Ташухаджиева. Образ, созданный актрисой А. Ташухаджиевой, был особенно выразительным,- отмечала газета «Ленинан некъ» в статье Р. Нашхоева «Героический спектакль» 18 июля 1960 года. Следом за «Волнами Терека» Гарун Батукаев начинает работу над спектаклем «Ахмар-Хаджи» по одноименной пьесе известного чеченского писателя Халида Ошаева.

 

Борьба света и тьмы была вынесена на передний план в этом спектакле. Сторонниками света, разумеется, были комсомольцы, со своим вездесущим вожаком Водудом, которого играл актер Ш. Ибрагимов, но а представителями тьмы были Ахмар-Хаджи, его играл А. Джабраилов и друг Ахмар-Хаджи – Ч1аьнтиг, которого играл А. Дениев. Были,конечно, в этом спектакли и другие яркие персонажи, хотя чеченский зритель никогда не любил идейно перегруженные спектакли и,наверное, поэтому спектакль «Ахмар-Хаджи» недолго задержался в репертуаре Чечено-Ингушского государственного драматического театра имени Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова. Теперь, спустя многие годы, сквозь призму времени понятно, почему талантливый режиссер переходит на «сельскохозяйственные» темы. Тем самым он умело обходит идеологичекий прессинг, чтобы не потерять своего зрителя. Так на сцене нашего национального театра появились «производственные» комедии, где можно было отвести душу и творческому коллективу театра и зрителю. Первой Гарун Батукаев ставит пьесу дагестанского драматурга Амира Курбанова «Свадьба Кайсара». Действие начинается с шумной сцены празднования производственной победы. В колхозном клубе – веселье. Тут же возникает разговор, что надо было бы поехать на Алтай, в помощь целинникам. Многие рвутся на целину, среди них и любящие друг друга молодая колхозница Умма и тракторист Дибир. Однако традиции и обычаи на Кавказе издревле суровые. Не так-то просто неженатой паре вот так взять и уехать. Тем более Умма уже засватана еще в детстве за Кайсара. Перед зрителями разворачивается интересная борьба, в которой Умма в исполнении очаровательной Тамары Алиевой выходит победительницей. «Спектакль темпераментно, горячо говорит о том, что на какие бы ухищрения ни пускались ревнители старины, как бы не атаковали они новое, им не избежать поражения. Спектакль утверждает жизнь, зовет вперед, показывает новых людей. «Свадьба Кайсара» несомненная удача театра имени Ханпаши Нурадилова»,- писал Магомед Сулаев в газете «Грозненский Рабочий» 16 октября 1960 года в своей статье «Спектакль, утверждающий жизнь».

 

Был еще спектакль «Путь Султана», по одноименной пьесе балкарского драматурга И. Баташова, который в эти годы поставил Народный артист Чечено-Ингушетии Гарун Батукаев. Это был бесхитростный рассказ о том, как человек меняется с помощью окружающих, преодолевает ошибки, находит свое место в жизни. Роль Султана исполнял Магомед Хадзиев. Талантливый актер, он сумел показать нравственное преображение Султана, его путь от тунеядства к трудовой жизни и даже к подвигу. «Современная тема – вот что, несомненно, стало решающим для театра имени Ханпаши Нурадилова, остановившего выбор на этой пьесе и к чести своей, вопреки ее недостаткам, сумевшего создать интересный спектакль»,- писала Е. Полонская в своей статье «Путь Султана» в газете «Грозненский рабочий» 12 октября 1961 года. Понятно, что мастерство режиссера Гаруна Батукаева позволило спектаклю иметь такой успех. Из этой же серии был и спектакль «Самые дорогие», поставленный режиссером Гаруном Батукаевым по одноименной пьесе Нурдина Музаева. В своем восторженном отзыве о спектакле «Самые дорогие» в газете «Ленинан некъ» М. Абазатов отмечал завидное трудолюбие и филигранное мастерство режиссера Гаруна Батукаева, способного вынести на суд зрителя содержательное и веселое зрелище. Возобновил режиссер Гарун Батукаев и другую комедию Нурдина Музаева – «Мекхаш-Мирза», написанную им в соавторстве с В.Вайнштейном еще в довоенные годы. Написанная в духе народной сатиры со всеми присущими этому жанру особенностями, она блистала остроумием, сочным языком.В ней было очень много поговорок, пословиц, как и в любой музыкальной комедии, много песен и танцев. «Режиссер спектакля Гарун Батукаев хорошо почувствовал стиль пьесы и проявил много творческой выдумки. Этим и объясняется, что зрители бурно реагируют на протяжении всего спектакля, часто прерывая его аплодисментами, громким смехом»,-писал И. Балкосадский в своей рецензии «Мирза-Усач», опубликованной в газете «Грозненский рабочий» 1 апреля 1961 года.

 

Заметным явлением в культурной жизни Чечено-Ингушетии стал спектакль «В одном ауле», поставленный режиссером Гаруном Батукаевым по одноименной пьесе М.Мусаева. Веселый, жизнеутверждающий спектакль. Блистательный актерский ансамбль: Яраг1и Зубайраев, Зулай Багалова, Асет Ташухаджиева, Хьалим Мусаев и многие другие. Гарун Батукаев сделал современный масштабный спектакль, в котором были сильные и мужественные характеры. Да, конечно, опять сельскохозяйственная тема, но какие персонажи!? Великий режиссер Гарун Батукаев никогда не считал для себя зазорным работать вместе с драматургом, зачастую сырой драматургический материал доводил до кондиции, делал из нее добротную пьесу.

 

Наверное, поэтому и шли к нему драматурги, и именно на эпоху Батукаева приходится расцвет чеченской драматургии. Так было и со спектаклем «В одном ауле». Гарун, прямо на сцене, во время репетиционных работ, вместе с актерами дорабатывал каждую роль, каждую мизансцену. В результате чего получился великолепный спектакль с зажигательным юмором. Речь в спектакле шла о передовом колхозе. «Спектакль, поставленный Г. Батукаевым по пьесе «В одном ауле» радует своей наступательностью. В зрительном зале непосредственно воспринимают все, что происходит на сцене: переживают, смеются, волнуются, узнают в героях не раз виденных людей»,- писали в своей статье «О знакомом, волнующем, наболевшем» Л. Калита и Л. Баширов в газете «Грозненский рабочий» 16 октября 1964 год.

 

Гаруна справедливо называли мастером комедии. Он умел и любил смешить людей. Ему доставляло искреннее удовольствие наблюдать за смехом в зрительном зале. Гарун Батукаев, как несмышленое дитя, каждый раз радовался просветлевшим лицам в партере. Эти люди, совсем недавно еще переживавшие ужасы депортации, истерзанные несправедливостью, прошедшие через унижения и оскорбления, нашли в себе мужество прийти в театр и веселиться, глядя на задорную игру любимых актеров. Сознание того, что он причастен к этому веселью вдохновляло и окрыляло великого режиссера. И он снова и снова цеплялся за любую возможность поставить комедию на сцене Чечено-Ингушского государственного драматического театра. Однако это вовсе не означает, что Народный артист Чечено-Ингушетии Гарун Батукаев не работал в других жанрах. Талант и мастерство режиссера позволяли ему ставить все, начиная от водевилей и до высокой драмы, включая и трагедии. В 1962 году режиссер Гарун Батукаев на сцене Чечено-Ингушского театра ставит нашумевший спектакль «Тропою грома» по роману американского писателя П. Абрахамса, в инсценировке К. Мюфке. Зарубежная драма – творческий экзамен для любого коллектива.

 

Однако высокообразованный и вдумчивый режиссер Гарун Батукаев всегда достойно выходил из этих испытаний. Так было и со спектаклем «Тропою грома», хотя для режиссера Гаруна Батукаева, актерский ансамбль, задействованный в спектакле «Тропою грома», был почти незнакомым. Гарун ставил этот спектакль с молодежью, которая только что приехала, отучившись в театральном институте северной столицы. Да и само произведение было широко известно не только у себя на родине, но и у нас в стране. Во-первых, совсем недавно прошел широкоформатный художественный фильм, русский композитор Магиденко написал оперу, а Кара Караев – балет. Такие акулы пера и сцены! И после таких имен чеченский режиссер рискнул обратиться к этой постановке. Да и вообще, нужен ли нам П. Абрахамс!?- терзались скептики. Ответ не заставил себя долго ждать. И он был блестящим, как все, за что брался Гарун Батукаев. Вообще, главной характерной чертой режиссера Гаруна Батукаева было то, что он на все свои спектакли весьма удачно подбирал актеров. Также было и в спектакле «Тропою грома»: Дагун Омаев в роли - Мако, М. Давлетмирзаев в роли - Герта Вильера, Народная артистка Тамара Алиева в роли - Фиеты. Что говорить тогда об исполнителях главных ролей?! В роли Сварца блистательный актер Юсуп Идаев, его возлюбленная Сари Вильер в исполнении незабвенной Нелли Хаджиевой. При таком созвездии актеров и незаурядном таланте постановщика спектакль просто обречен на успех.

 

И он был ошеломляющим. «В заключении хочется поблагодарить постановщика спектакля Г. Батукаева. Нужна была большая вера в актеров и большая смелость режиссера, чтобы доверить такую сложную пьесу молодым актерам, только начинающим свою творческую деятельность на сцене. Риск оправдал себя. Национальный театр сделал серьезную творческую заявку и проложил дорогу к сердцам своих зрителей»,- писала Тамара Алиева в своей рецензии на спектакль «Тропою грома» в газете «Комсомольское племя» 4 октября 1962 года. Гарун Батукаев – основоположник чеченской режиссуры. Он работал много и самоотверженно. Лучшие годы его жизни отданы национальному театру, в котором он проработал до середины шестидесятых годов прошлого столетия. Работал без идолопоклонства, не отрываясь от традиций и обычаев своего народа. В середине шестидесятых годов ХХ века Гарун Махмудович Батукаев перешел работать в республиканский кукольный театр, где он и проработал до начала девяностых годов прошлого столетия. В первую военную кампанию на территории Чеченской Республики при массированных авиаударах на Грозный сгорел дом по улице Красных фронтовиков, в котором некогда жил прославленный режиссер. С началом второй военной кампании на территории нашей республики жена вывезла уже немощного старца Гаруна Махмудовича Батукаева в Ингушетию, где он и умер в октябре 1999 года.

 

Похоронен Народный артист Чечено-Ингушетии Гарун Махмудович Батукаев в станице Троицкая, республики Ингушетия. Больно сознавать, что человек, так много сделавший для развития театрального искусства не только своего народа, но и всей страны, вынужден был умирать за пределами родной земли. Однако Аллах всемогущ и милосерден. Он избавил великого режиссера от созерцания ужасов сокрушительной войны, вновь выпавших на долю его многострадального народа. Гарун Махмудович Батукаев покинул этот бренный мир до начала крупномасштабных боевых действий второй кампании, словно протестуя против грядущей пляски смертей. Дала гечдойла цунна!

 

Аза Газиева, заслуженный деятель искусств Чеченской Республики ("Вести Республики")

 

№130 (1813)


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Лента новостей


Это интересно

Календарь новостей

«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 



Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"


ВАЖНО! О переходе на ЦИФРУ!

Переход на цифру

МЫ В ИНСТАГРАМ



Наша реклама

checheninfo.ru       checheninfo.ru

НАШИ ОПРОСЫ