ДАЙДЖЕСТ: |
Народная метрология чеченцев развивалась в едином культурном пространстве народов Кавказа, испытывая при этом заметное влияние культуры Востока и России.
Традиционные метрические измерения, как правило, характерны всем народам, они связаны с практическим освоением окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности.
Все вместимости условно можно разделить на следующие виды:
1. Мешкообразные;
2. Деревянные и плетёные;
3. Емкости для жидкости или сыпучих тел.
Кроме этого есть разные пучки, связки, кучи и т. д., участвующие, благодаря своему объёму, в системе метрических измерений. Мешкообразные вместимости, преимущественно изготовленные из материала животного происхождения - шкур домашних животных и тканого шерстяного полотна, отличаются немалым разнообразием. Самые экзотические из них - «п1аьлдига» - мешки из шкуры для хранения и транспортировки жидких и сыпучих тел, внутри которых помещали ещё и маленькие мешочки для соли или толокна (до 1 кг.) - «п1аьлдигана п1аьлдита».
Мешки из шкур мелкого рогатого скота имели широкое хождение не только в Чечне, но и во всём Кавказе, например, подобные были у азербайджанцев, называемые «дар- гарчыги»1. К мешкообразным изделиям относятся: «т1оьрмиг» - сумка или мешочек из кожи или паласного тканого материала, вместимостью от 3 до 32 кг.; «гали» - мешок, вместимостью зерновых от 32 до 64 кг.; «маьшти» - большой мешок для хранения шерсти, куда откладывали её сразу после стрижки овец для хранения до наступления товарного сезона; перемётные сумы для лошадей - «таьлсаш» - из домашней кожи или тканого паласного полотна, которые служили для упаковки необходимой поклажи и перевозки груза в среднем 64 кг. в обоих секторах.
Широко бытовали лошадиные намордники - кормушки для овса (1 пригоршня) из тканого материала; кисеты разных размеров для табака, сшитые из тканых ремней, являвшиеся необходимой принадлежностью мужского аксессуара.
Ёмкости, участвовавшие в метрическом измерении, включали следующие предметы: кит (бурдюк), нуой (корыто), яй (кастрюля), ц]дло (металлическая ёмкость плоской формы для жарения кукурузы перед помолом), кад (чаша), чами (ковш), кхаба (кувшин), гиба (керамический вид ручной маслобойки), куьйр (деревянная маслобойка), суьрийла (сосуд с узким горлышком), к1удал (кувшин-водонос), хедир (тарелка), шун (большая круглая тарелка), буога (большая металлическая чаша), таькх (деревянная большая тарелка для замешивания кукурузной муки), чара (большая металлическая ёмкость), !айг (металлические ложки разных размеров), чада (деревянные ложки разных размеров), г1умг1а - кувшин для омовения.
Ёмкости делали из дерева, кости, камня, керамики, меди, бронзы и железа. Самые большие из них: «чиерма» - бочка ёмкостью до 200 литров и более; шелиг - бочонок ёмкостью до 100 литров. Пиекх - кадка ёмкостью до 20 литров. В кувшинах измеряли масло и мёд, а снятые с молока сливки - в кувшинах и маслобойках.
Исследователь В. А. Дмитриев пишет, что обмеры ёмкости по категориям «кубки», «чаши», «ковши», «миски» показали существование (независимо от типа сосуда и техники изготовления) постоянных ёмкостей в границах 5-200, 300-600, 800-1500 и свыше 2000 куб см.2
Для малого количества жидкости использовали ёмкости из рога (стера ма1 а (рог вола), газана ма1 а (козий рог), ёмкости от 0, 05 л. до 0,1 л.), а также предметы природного происхождения - «этмаь1иг» (5 мл.), т. е. улитка, входившая в аптекарский сосуд для разогретого топлёного масла, которое в лечебных целях заливали больному в ухо, горло или нос.
Представляется, что первой мерой сыпучих и жидкости у чеченцев всё же была горсть, потому что такая ёмкость как чаша - «кад» даже формой и своим названием напоминает горсть - «кана» и «кара» т. е. ладонь и пальцы, сложенные так, что образуют некую ёмкость или ограниченную плоскость.
Заметим также, что у табасаранцев горсть - это «карк», у грузин есть мера для сыпучих тел и жидкости - «коди». Большими ёмкостями для хранения зерна и жидкости служили «к1еври» (грузин.), «карасы» (арм.). Все ёмкости имели определённые размеры, а также форму, называемые - «киеп» (чеч.), собственно, по этим параметрам они и отличались друг от друга.
В истории также хорошо известны следующие клинописные надписи на камнях, имеющие прямое отношение к мерам, найденные в Еребуни, построенном в I тысячелетии до н. э.: «Величием бога Халди Сардури, сын Аргишти, это зернохранилище насыпал; 10 тысяч 100 капи здесь»; «Руса, сын Эрмины, это зернохранилище наполнил. Здесь 6848 капи зерна». Надписи свидетельствуют о количестве зерна и размерах зернохранилищ, имевших место в хозяйственной жизни города. По летописям известно, что годовой сбор урожая ячменя в период наивысшего расцвета Урарту, составлял округлённо 1, 2 млн. капи, а самый большой объём зернохранилища вмещал в себя 19 тыс. капи3.
К сожалению, значение меры «капи», применявшей в Урарту, остаётся неизвестным. Бесспорно одно, что капи - это ёмкость для измерения зерна, и эта ёмкость должна была иметь удобную форму, как для переноса и подъёма, так и для засыпки зерна в место хранения.
Однако в период феодальной раздробленности Руси (XII - XV вв.) была зафиксирована древняя русская мера «капь», о размере которой стало известно благодаря договору Новгорода с немецкими городами и Готландом 1269 года, он приравнивался 4 пудам или 65, 52 кг.4
В Чечне имели распространение глиняные ёмкости «хуланаш» местного производства, а также глиняные широкогорлые сосуды «хумы», хорошо известные на Северном Кавказе, Средней и Малой Азии.
Мерой жидкости у чеченцев выступал глоток воды - «къурд» (25 мл.), была мера - «т1инг» (5 мл.), а также капля - «т1адам» (1 мл.).
Для измерения малого количества сыпучих тел использовали наперсток - «базара т1ара» (с кратким ударением на гласные), т. е. тот, которым пользуются на базаре. Например, на рынке покупали красители для окрашивания пряжи и войлочных полотен в напёрстках, с расчётом 1 наперсток красителя на 1 - 3 ведра воды, в зависимости от желаемой концентрации красящего раствора. Порох измеряли в газырях.
Своеобразной мерой для измерения и перевозки жидкостей служили бурдюки разных величин - «кит». В домашнем хозяйстве больше практиковали бурдюки вместимостью от 3 до 15 литров, сделанные преимущественно из козьей шкуры. В равнинной Чечне в больших бурдюках, ёмкостью до 200 литров, из шкур крупного рогатого скота, транспортировали керосин и нефть. Исследователь мусульманских мер и весов В. Хинц отмечает, что ещё в 1300 году на Востоке была установлена мера «хик» (бурдюк), равная 33,3 литра1.
В первую очередь для измерения сыпучих тел служили руки: т1ара (с ударением на первое гласное) - ладонь, значить то, что можно поместить на ладони руки. Далее идёт «кана» (340 г. зерновых) - горсть в две ладони; «ахкана» - полгорсти в одну ладонь; «буй» - масса, помещающаяся в один кулак или 1/7 часть от объёма «кана»; «цинц» - щепотка, которую можно взять пятью пальцами; «цинциг» - щепотка, которую можно взять тремя пальцами; «ц1инц1олиг» - двумя пальцами. Таким образом, в метрической системе веса задействованы рука и все пальцы руки.
Между мерами веса и объёма наблюдается некоторое несоответствие, например, в ёмкость объёмом в 100 литров помещалось 70 кг. ячменя. Зерновые культуры и фасоль измерялись, как и на Востоке, в объёмах.
Популярными мерками - «юстург» были такие деревянные ёмкости, как «гирда» (12 кг.), «герд» (инг.); «мазала» (24 кг.), «мозал» (инг.); «сахь» (8 пригоршней или 2, 7 кг.). Мастера по дереву изготавливали их из достаточно просушенного бруска дерева путём выдалбливания стружек специальным вогнутым приспособлением. Остальную часть выжигали огнём.
Всё большее значение приобрёл «пунт», т. е. пуд (16 кг.). В. А. Дмитриев отмечает, что с развитием на Северном Кавказе сети меновых дворов в традиционную метрологию проникает русский пуд в 16 кг., приводя к появлению соответствующей объёмно-весовой единицы. С ней конкурировала мера 12 кг. распространённая в восточной части края, в Чечне, Дагестане, она была известна как гирда2.
Весьма практичной мерой веса на Кавказе служил русский фунт (400 г.), называемый у чеченцев «герка», грузин - «гирванки»3. В многонациональном Дагестане: агулы, табасаранцы, цахуры называли фунт - «гирванка»1; даргинцы, лакцы - «гилавка»2; жители села Ицари Дахадаевского р-на - «чириванка»3 ; у жителей пограничнего с Чечнёй селения Дылым была своя приближённая к фунту мера - «йакъийа»4. В. А. Дмитриев предполагает, что эта мера пришла из русской метрологии через восточное посредничество5.
Хозяин также мог заранее заготовить их эталоны - взвешенные камни. Подобные камни имели место и в Закавказье. В частности, Р. О. Варданян пишет, что Н. Я. Марр в работе «Реестр предметов древности из VI - ой (1907 г.) археологической компании в Ани» описал найденные при археологических раскопках Ани круглые камни разного размера и веса, т. е. образцы равновесов, на каждом из которых были один или несколько знаков6.
У чеченцев имела распространение мерка для измерения сыпучих «чептар» (100 г.) - четверть русского фунта7, называемая у даргинцев - «четбер»8, у лакцев - «чатвар»9, табасаранцев - «четвер», лезгин - «черек» , который выступает одновременно четвёртой частью меры веса и длины.
Существовали и другие мерки сыпучих малого, среднего и большого размеров: «чами» - ковшики (от 0,5 - до 2 кг.); «кад» (1-3 кг); «чада» - деревянные ложки (1/5 - 1/3 пригоршни); 3 пригоршни равня¬лось 1 кг.
Малой мерой измерения веса у чеченцев считался «мискъал», который имел широкое распространение на Востоке и Кавказе. Чтобы особо подчеркнуть, что человек не сделал даже мизер чего-то (хорошего или плохого) говорили: «Мискъал заррат ца дина» (мизер не сделал). Как известно, канонический «мискьал» равнялся 4,464 граммам, а за его основу был взят римско-византийский солид. Однако на Северном Кавказе, на бытовом уровне, «мискьал» не имел стандартного значения, потому что в соседнем Дагестане мы находим «мискьал», равный и 50 г. (у даргинцев) и 1/360 части герванки, т. е. чуть больше 1г. По отрывочным сведениям чеченский бытовой «мискьал» при-равнивался к весу 10 зёрен ячменя.
Как отмечает В. А. Дмитриев, в группе мер веса также можно выделить меры, порождённые способностью человека или тягловых животных переносить грузы11. Тяжесть груза определяли и по тому, какие части тела его выдерживают: пальцы, руки, плечи или спина. Мера спинного груза называлась - «гин муохь», таковым обычно являлись сено, солома, дрова, зерно, мука, переносимые на спине. Одна охапка сена, соломы и дровназывалась «муор», которая составляла 1/3 груза «муохь». В соседнем Дагестане, у лакцев, крепко укатанная охапка сена, умещающаяся между раздвинутыми руками мужчины, называлась - «али»1.
На внутренние и внешние рынки в широком ассортименте поступала шерсть, которую измеряли у чеченцев поштучно рунами - «тхонка». Руно служило и мерой стоимости при обмене, например, одно руно на базаре обменивали на одно веретено («урчукх») или орудие для разрыхления шерсти - «]эд» (лучок). У агулов, например, «единицей измерения при купле-продаже шерсти был «хей» - это свёрнутая в жгут шерсть, снятая с одного барана»2.
Количество сена измеряли такими мерами: «киес» (трава скошенная за один день); копна - «Пама», сложенная из скошенной травы 7 - 9 захватом вилами; литта - стожок, сложенный из 9 копен; «хуола» - стог сена, сложенный из 3 - х стожков; «раг1> - скирда сена, имеющая, в отличие от стога, продолговатую форму.
Сено, солому измеряли и охапкой - «муор». Один сноп, называемый «ц1ов», соответствует одной охапке кукурузных стеблей, зерновых колосьев (ячменя, пшеницы), которых срезают серпом «марс», захватывая свободной рукой, и откладывают так ровно в кучу, чтобы концы обязательно были в одну сторону. Скошенные стебли связывали в снопы - «ц1ов» до восхода солнца, предварительно дав им немного отлежаться. 3 снопа составляли «оьс». Через некоторое время их складывали в конусообразный стог - «такхор».
К примеру, у азербайджанцев количество колосьев, которое жнец мог захватить одной рукой, назывался «десте» или «тутам». Из пяти «десте» связывалась «бафа», а из четырёх бафа - «дэрэ» (сноп). Приготовлением завязок (бендеме, бэнд) для связывания снопов занимались рано утром, пока держалась роса. Из десяти снопов (дэрэ) составляли один «пенче» или «хара». Хара из 20 снопов называлась «Гоша - хара», а из нескольких сотен снопов - «кюлхара»3.
У чеченцев существовала мера измерения зерна, дров, тыквы, картофеля и др., находящихся в куче, - «оьла», большой и малой, отличающихся по занимаемой площади, весу и объёму. К примеру, из большой кучи «йоккха оьла» выходило 20 - 25 «мазала» зерна. Дрова измеряли в телегах и санях. Заготовленный кизяк измеряли так: длину и ширину шагами, а высоту - рядами.
В хозяйстве чеченцев практиковали плетёные сапетки из гибких прутьев - «дуо» для хранения кукурузных початок, а также плетёные корзины - «тускар», которые иной раз тоже являлись мерой измерения: 4 «тускар» початок кукурузы приравнивалось к 1-му «гирда» зерна. Из сапетки «дуо» в 60 «тускаров» получали 15 «гирда» зерна куку¬рузы, которых жарили перед помолом в специальных печах - «куьрк». Из этого зерна кукурузы после прохождения всех требуемых операций выходило 7 «мазала» кукурузной муки. Одна мера засыпки для жарения так и называлась - «куьрка барам», приравниваемой к одному «мазала», т. е. 24 кг.
При сборе трав мерой измерения выступал подол платья - «куйча юх». Как правило, все хозяйки заготавливали траву чабреца по одно¬му подолу платья, так как она была традиционно востребована в домашней кухне чеченцев. При связке в пучки трава уже переходила в другую меру - «курс», малый и большой. Малый - сколько помещалось в окружность, полученной при соединении большого пальца с указательным или средним.
Большой - при соединении больших и указательных (или средних) пальцев обоих рук. В «курсы» связывали стебли укропа, траву зверобоя, а также зелёный лук и чеснок. Лук и чеснок для хранения измеряли в связках - «кочар», больших и малых, которых, в свою очередь, измеряли в аршинах - «аьрши» (72 см) или локотях - «дол» (50 см.). Початки кукурузы сушили, как в гирляндах - «кочар», так и в пучках «курс» (от 3 до 12 штук). Табак сушили большими гирляндами, после чего их превращали в связки весом в один подъём, придавая им установленную форму, - «киеп».
Дети и подростки мужского пола обычно собирали лесные орехи в шапке - «куй», поэтому шапка, также как и обыкновенный женский платок (или кусок материи), в некоторой степени, служили мерой сыпучих тел.
Таким образом, меры объёма, веса жидкости и сыпучих тел сл¬жились у чеченцев в глубокой древности, поскольку были востребованы в хозяйственной деятельности и бытовой жизни. В мерах объёма активно участвовали ладони рук, сложенные в форме объёма. Затем появились специальные мерки из природного и производного материалов.
Меры объёма и веса развивались и изменялись по мере развития производительных сил, более того, испытывали постоянное взаимовлияние. По этой причине находим, что в народной метрологии чеченцев присутствуют собственные меры измерения объёма и веса (кана, мазала, кочар, чами, буога, оьла и др.) и чужеземного происхождения (мискъал, гиерка), последнее свидетельствует о связях чеченской метрологии с древними культурами. Встречаются идентичные названия у разных - кад (чеч.), коди (грузин.), коти (арм.); гирда (чеч), гуерди (груз), гиба (чеч.), гоби (грузин.).
Меры измерения жидкости и сыпучих тел, связанные с кувшинами (кхаба, гиба, к1удал и др.) и деревянными мерками (гирда, мазала и др.) в настоящее время в быту не сохранились, их заменили литры (литар), измеряемые в банках и бутылках. Однако ёмкости - «буога», «сахь», «кад» (большие и малые чаши), «чийлик» (ведро) не истратили своего метрического значения. К примеру, в сельской местности, в домашнем хозяйстве, урожай картофеля, фруктов и овощей измеряют в вёдрах; ягод, орехов и фасоли - чашах; молоко - в вёдрах; сметану и масло - в бидонах (3 - 6 кг.). В сёлах, где проживают горцы, которые традиционно занимаются животноводством, зерно, большей частью ячмень, закупают во время жатвы бункерами, затем его распределяют в металлические ёмкости от 200 кг до 3 - 5 тонн. Мерой веса устойчиво утвердился килограмм - (кийла).
Чеченская народная метрология неразрывно связана с традиционным хозяйственным бытом чеченцев, она развивалась и изменялась в едином культурном пространстве народов Кавказа, при этом испытывая естественное влияние соседствующих культур.
Библиографический список:
1.Азербайджанцы. Историко-этнографический очерк / Академия наук Азербайджана, институт археологии и этнографии; Баку, 1998.
2.Дмитриев В.А. Традиционная метрология народов Северного Кавказа: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1987.
3.Материалы по метрологии народов Дагестана / Вопросы истории Дагестана (досоветский период). Махачкала, 1974.
4.Джапаридзе Г. Очерк по истории грузинской метрологии (IX - XIX вв.). Тбилиси, 1977.
5.Эребуни, древний город государства Урарту // Ьйр: //Гогит..]1§уагоу.пе1
6.Лекции по истории Древней Руси. Меры веса // ЬИр://шшш.шеЬз1Ь.ги
7.Хинц В. Мусульманские меры и веса с переводом в метрическую систему. М.: Наука, 1970.
8.Варданян Р. О. Метрологические единицы Армении (V-XV веках). Ереван, 1988.
9. Алироев И. Ю. Нахские языки и культура. - Грозный, 1978.
10. Булатова А. Г. Исламмагомедов А. И., Мазанаев Ш. А. Агулы в XIX - нач. XX вв. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2008.
11.Полевой этнографический материал автора. Папка «Народная метрология». Раздел II. Ч. I.
Т. М. Шавлаева. Чеченский государственный университет, доцент кафедры культурологии, кандидат исторических наук
АДЫГЕЯ. Предпринимателей обеспечат господдержкой в промпарке «Энем»
АРМЕНИЯ. "Армянские авиалинии" продлили остановку полетов до 9 декабря
ИНГУШЕТИЯ. Руководителя Минприроды Ингушетии освободили от занимаемой должности
ИНГУШЕТИЯ. В Ингушетии пройдет выставка дагестанских мастеров