ДАЙДЖЕСТ: |
Арби Бечуркаев
До сегодняшних дней история тайпа мелардой была мало изучена, и сведения о нем были весьма скудными. Благодаря Интернету и публикациям известных историков, занимающихся этими вопросами, был получен богатый материал. Опираясь на достоверные источники, постараемся раскрыть суть данной проблемы. Мелардоевцев чеченцы полушутя называли: «Шу-м суьлий дара», – мол, вы аварцы. И это несмотря на то, что они не говорили на аварском языке и, так же, как и чеченцы, были высланы в Среднюю Азию и Казахстан 23 февраля 1944 года.
Начало фамилии Турловых (Мелардо) было положено в XVI веке, когда родственник аварского правителя Хунзахского ханства – Тураров – перешел в общество Гумбет (Кунбет), находившееся там же в Дагестане, и стал его правителем. Главное селение общества называлось Мехельта. Сами чеченцы называют это общество Меларда. Поэтому все выходцы из Гумбета, переселившиеся в Чечню, назывались мелардой.
«Шейх Кунта-хаджи-великомученик… Отсутствие рядом товарищей, болезнь и нужда принудили его к написанию письма на родину, адресованного генерал-майору князю Туманову, князю Турлову (Турлау-Беку), наибам и кадиям Чечни. Естественно, письмо написано на арабском языке. Он сообщает, что не знает, сколько пробудет в ссылке, но ему объяснили – два года… Обращаясь к родственникам, он призывает беречь известную им поляну, поскольку она еще пригодна для посева. Просит князя Турлова проявить благосклонность к своему семейству…» (В. Акаев, газета «Голос Чечено-Ингушетии», 1991, 2 марта).
Ряд феодалов, стоявших во главе чеченских обществ, считались одновременно подданными российской короны. Такими владетелями были князья Айдамировы (мелардо), Чапаловы (мелардо), Хасбулатовы (мелардо), Черкасские. Айдамировы были князьями чеченского происхождения – чеченский владелец Айдемир (Алибеков) начал получать российское жалование не позднее 1735 г., а возможно, что и в 1733 или даже в 1722 гг. (Ткачев Г. «Несколько слов о прошлой истории чеченцев. Записки Терского общества любителей казачьей старины». – Владикавказ, 1914, Н 7. Ц. 69).
«Чапаловы, Хасбулатовы, по всей вероятности, были кумыками по происхождению и происходили – первые из Эндери-аула, вторые – из Аксая. Турловы, как уже указывалось, – аварская княжеская фамилия, приглашенная чеченцами на княжение еще в XVII веке», – эта информация взята из книги И. Сигаури «Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен». …Князья Черкасские, Турловы и другие имели родственные связи со многими князьями Северного Кавказа, Крыма, Грузии – особенно через брачные связи наследников и правителей, поэтому, видимо, трудно сказать, когда и откуда произошел тот первый князь Черкасский. (Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год. СПб., 1869, т.1, с. 254 – 256; Р. Хасбулатов «Чужие»). Возможно, этими обстоятельствами и объяснялось то, что в XVI – XVIII вв. на равнину переселялись чеченские князья. Они строили здесь города и населенные пункты для своих воинов и приближенных, обеспечивали защиту тем хлебопашцам, которые приходили к ним, наделяли их землей.
Наиболее известными в те времена были князья Турловы (линия Бековичей-Черкасских). Они были чеченского происхождения, хотя многие ученые-историки выводят их из аварского (хунзахского) аристократического рода Туруров, который являлся наследником основателя династии князя Каракиши. Некоторые исследователи необоснованно утверждают, что они стали править Чечней в 20–40 годах XVII века (а кто правил до XVII века?). Другие исследователи говорят о кумыкском происхождении этого рода. Третьи – о черкесском…
На самом деле появились они, как и другие князья, не позднее чем в VIII – IX вв., но, по сравнению с дагестанскими князьями, в Чечне князья уже в XV – XVII вв. имели довольно ограниченную власть .
«...Все пространство между правым берегом Сунжи и Черными горами принадлежало раньше князьям Турловым, которые живут ныне среди покорных чеченцев, напротив Наура.
Два века назад чеченцы спустились с гор вследствие внутренних распрей и многочисленности населения. Спустившись, они обосновались в перечисленных ранее долинах, платя дань князьям Турловым, но постепенно они освободились от уплаты дани и стали совершенно независимыми.
В то время они были язычниками, а Оттоманская Порта употребила все средства, чтобы обратить их в мусульманство, в чем она со временем преуспела» («Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа». Рукопись написана в 1834 году офицером Генерального штаба Российской империи Иоганном Бларамбергом. По распоряжению царя Николая I была сдана в военный архив, где хранилась под грифом «совершенно секретно» на протяжении 160 лет).
Князь просит царские власти разрешить ему переселиться ближе к реке Сунже. Алдинцы же, считавшие эти земли своими, входящими в границы их территории, вступают в конфликт с Турловым. С 1785 по 1791 гг. аул Алды – в самом центре антифеодального и антиколониального движения на Северном Кавказе под предводительством жителя Алдов – Ушурмы (Шейха Мансура).
6-го июля 1785 года алдинцы разгромили двухтысячный царский карательный отряд полковника де Пиери. Был взят в плен раненым и отдан русским без выкупа за храбрость его 20-летний адъютант, князь Петр Багратион – в будущем знаменитый русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года. Кстати, другой герой Отечественной войны 12-го года, генерал Александр Чеченский, пятилетним мальчиком тоже был взят в плен царскими войсками в одной из карательных экспедиций в село Алды и впоследствии воспитан Н.Н. Раевским. После подавления восстания в Чечне и ряда репрессивных мер против Алдов со стороны царских властей жители аула в 1787 году, под давлением царской администрации, переселились ближе к реке Сунже (район поселка Черноречье), основав селение Новые Алды (Бух1ан-Юрт). В 1913 году жители селения Новые Алды сдали в аренду сроком на 20 лет участок земли, расположенный в Новых Промыслах города Грозного. Со стороны алдинцев договор подписали Бисултан Тагиров и его двоюродный брат Эламирза, получив в качестве аванса достаточно крупную сумму денег.
В дальнейшем они должны были получать за каждый пуд выкачанной нефти определенную сумму. Договор хранился в Республиканском краеведческом музее. Такая возможность появилась, вероятно, после прокламации к чеченскому народу от имени государя Александра II, воздавшего должное его стремлению к независимости и любви к свободе.
Прокламация предоставляла горцам определенную свободу, давала возможность жить по внутреннему самоуправлению. Официально было подтверждено, что «земли ваши – неотъемлемое владение ваше». Возможно, по этой причине алдинцы не участвовали в революционном движении 1917 года и не боролись за Советскую власть. За такое упрямство Грозненский военно-революционный совет решил сжечь Новые Алды. Только вмешательство чрезвычайного комиссара Юга России Серго Орджоникидзе заставило отменить это решение. Однако, возвращаясь к теме нашей статьи, к сожалению, приходится отмечать, что среди части нашего народа существует одна пагубная закономерность: обывателю свойственно все чеченские тайпы, не известные ему лично или не живущие в селении, приписывать к тайпам дагестанского происхождения (суьлийн тайп), и даже слова-диалектизмы, не известные в его собственном наречии, также приписываются дагестанцам.
К примеру, княжеский род Турловых, правивший в определенной части Чечни до прихода русских, согласно письменным источникам последних, свойственно было приписывать к аварскому роду. Под влиянием этих источников в среде нохчи также распространилось мнение о Турловых как об аварском княжеском роде. Но, насколько я осведомлен, среди самих аварцев такой род неизвестен.
Вот, к примеру, один из таких источников – о призвании князей Турловых: «Долго страдали чеченцы, не умея принять мер для своей защиты; богатство их привлекало хищников, слабость и беспорядок не давали им возможности отражать успешного нападения; наконец, они положили призвать к себе сильного и храброго князя и поручить ему восстановить порядок и защитить их от врагов. Таким образом поселилась в Чечне славная семья Турловых (мелардо), призванных из Гумбета. Турловы пришли с гор с многочисленною дружиною, всегда готовой идти за ними в битву и по первому приказанию затушить семена бунтов и неповиновения, могущие возникать в самой Чечне. Власть Турловых, основанная на выгодах самого народа, скоро окрепла и принесла свои благодатные плоды. Плоскостные чеченцы, все равно подчиненные одному княжескому дому, получили впервые понятие о своем народном единстве; подлежа все одинаковой службе, неся одинаковые обязанности, перестали чуждаться друг друга и начали составлять нечто целое, одноплеменное. Выезжал ли князь на тревогу, жители окрестных деревень должны были следовать за ним, не ограничиваясь как было прежде, одною защитой своей частной собственности. Чечня разбогатела и отдохнула под управлением своих князей. Удалые наездники, кумыкские и кабардинские, встречая в своих набегах сильный отпор, перестали гнаться за трудной добычей; чеченцы стали в свою очередь страшилищем для своих соседей; воинственный дух их развился с сознанием своей силы, и толпы смельчаков их начали спускаться за добычей на кумыкскую плоскость за Терек.
Имя Турловых (мелардо) пользовалось большим уважением в Чечне; влияние их много способствовало к учреждению некоторого порядка внутреннего, но вся власть опиралась лишь на добровольном согласии и на уважении к ним народа; она не имела законного основания, упрочненного с силою. Чеченцы признавали Турловых в эпоху бедствий и слабости; трудно было полагать, чтобы шаткая власть их могла сохраниться по прошествии этой эпохи, чтобы чувство признательности могло побороть в обществе враждебное отношение к подчиненности и любовь к необузданной личной свободе.
Так и сбылось: народонаселение в Чечне быстро возросло, благосостояние жителей увеличивалось ежедневно, дух воинственный достигал своего полного развития. В это время соседние племена постепенно ослабевали. Распри между сильными княжескими семьями, успехи русского оружия на Кавказе, изнеженность и порча нравов низводили на второстепенную роль первенствовавшие племена кумыков и кабардинцев. Лучшие наездники их, самые уважаемые старики, оставались на поле битвы или, покидая дело народное, переходили к русским.
Чеченцы перестали с ними считаться, время слабости для них прошло. Наступила эпоха могущества и с нею вместе опять возник дух необузданной вольницы, временно укрощенный перенесенными несчастиями. Власть княжеская, которой они добровольно подчинялись несколько десятилетий тому назад, показалась им тяжелым ярмом, когда они почувствовали себя в силах с успехом противиться своим врагам. Нужда миновала, с нею вместе исчезли подчиненность и повиновение, оказываемые князьям, и Турловы, не находя более в Чечне ни уважения, ни послушания, к которому привыкли, покинули обжитые места и поселились в надсунженские и теречные деревни, «где долгое еще время пользовались правами, принадлежащими их роду» (М. Мамакаев. Чеченский тейп (род) в период его разложения. – Грозный, 1917).
Уже во второй половине XIX века мы имеем в Чечне крупных землевладельцев-помещиков и довольно солидный слой неродовитых князей в своеобразном кумыкско-чеченском варианте. Они широко использовали сохранившиеся родовые институты чеченцев в своих политических и экономических интересах. Таковы, например, Алхазовы и Чуликовы, Чермоевы и Турлоевы, Саралиевы и Мустапиновы, Дубаевы и Эльмурзаевы, успевшие захватить в свои руки большие земельные участки и нажить крупное состояние.
Многочисленные источники подтверждают, и сами мелардой полагают, что их тайп не имеет дагестанское происхождение. Они, мелардой, вообще-то, считают себя потомками арабов-завоевателей. Мелардой были князьями в Горном Дагестане, потом их пригласили в Чечню.
Они правили в Кабарде и в Дагестане. У них была наемная армия, состоявшая из самых храбрых чеченских воинов. Мелардой платили им деньги, и тем самым удерживали власть над кабардинцами и горными дагестанцами. И только с приходом к власти Шамиля их влиянию пришел конец.
В настоящее время мелардой проживают в следующих населенных пунктах: Гехи, Курчалой, Дачу-Борзой, Зандак, Шали, Дишни-Ведено, Махкеты, Малые Атаги, Аргун (Устраду-Эвл), Г1оййист, Урус-Мартан, Шалажи, Нижний Наур, Толстой-Юрт (Девлитгир-Эвла), Ч1улга-Юрт, Новые Меларды (недалеко от Хасав-Юрта), Михельты (Гумбековский район, Дагестан, в селах и городах Кабардино-Балкарии). Достопочтенный Кати Сайдахмедов, из рода курайшитов, проживавший в селе Старые Атаги, хорошо знал историю тайпа мелардой. В советский период большое количество людей собралось в селе Алхазурово, где происходило примирение враждующих сторон. Там в это время находился и уважаемый Кати. Примирение состоялось благодаря его авторитету и почитанию чеченцами. Ему был задан вопрос о происхождении тайпа мелардой. Он ответил, что их происхождение из Саудовской Аравии, из очень знатного рода. Свидетелями этого разговора были жители села Дачу-Барзой Джабраилов Султан и Дамазов Муса. Первый из этих двух свидетелей до сих пор проживает в селе Дачу-Барзой. Думаю, что эта небольшая статья внесла некоторую ясность в происхождение тайпа мелардой.
Источник: http://Вайнах, №11, 2011.
СТАВРОПОЛЬЕ. Больше трети жителей Ставрополья встретят Новый год дома с семьей
КБР. КБР собирается резко нарастить мощности плодоовощехранилищ к 2030 году
СТАВРОПОЛЬЕ. Глава Ставрополья заявил об успешном выполнении дорожного нацпроекта
ИНГУШЕТИЯ. Прокуратура Ингушетии через суд восстановила права ребенка-инвалида на социальную пенсию
ИНГУШЕТИЯ. Одиннадцатилетняя девочка скончалась в больнице после ДТП в Ингушетии