ЧЕЧНЯ. Селение Аргвани (чеч. АьргIана) Гумбетовского района было основано чеченцами из Нашхи. Аргванинцы были окончательно ассимилированы аварцами после депортации чеченцев. Как рассказал нам лично один из аргванинских старейшин, после насильственного выселения чеченцев сотрудники ГПУ тайно приходили к детям в школах и дворах, предлагали сладости, если они заговорят с ними на чеченском языке. Если ничего не подозревавшее чадо заговаривало на родном языке, ребенка сразу же сдавали в интернат, а родителей этапировали в ссылку. Когда аргванинские чеченцы спохватились, родная чеченская речь стала для них страшнейшим табу – так, за одно поколение, язык был утрачен. Говорили на нем лишь старики, но их уже давно не стало. Выходцы из АргIана (Аргвани) составляют чеченский тайп АьргIаной. История этого тайпа описана в хронике «Сказание об Аргвани».
Чеченцы и Гуены. Еще одна чеченская фамилия, живущая ныне в Дагестане, известная под именем Гуены. В 2017 году мы участвовали в экспедиции, в ходе которой был собран хороший материал. Так вот, местный эндиреевский кумык, не желая отвечать на вопрос о происхождении Гуенов, которым принадлежали прежде «жирные» участки земель в округе, сказал нам БУКВАЛЬНО: «Да они сами не знают, кто они».Вот так, скользко и уклончиво, он отказался от ответа.
Н. Семенов (1895 год) Зато Семенов в 1895 году писал: «В ногайских песнях, воспевающих ханов Золотой Орды 14 и 15 столетий, селение Эндрей называется Гуэн-кала, т. е. Гуэнская крепость». Он же писал, что ногайцы Эндирея «…гуэнцев считают выходцами из чеченского аула Гуни».
Н. Ф. Дубровин — русский историк, академик. Дубровин в 1871 году писал, что гуены жили «на горе близ Миатлов» перед тем, как вновь поселиться в нынешнем Эндирее в начале 17-го века. Они же, «к счастью кумык», как писал Дубровин, составляли значительную часть войска Султан-Мута (как и другие чеченцы! В том числе, как тут уже отмечали, Шуоной!). Про это время говорят «Муьйта ваьлла зама».
Другой автор, Шихалиев (1848 г), сам выходец из гуенского сословия, в далеком 1848 году БУКВАЛЬНО писал: «Гуены, вышедшие из отдаленного нагорного Нашахойского общества (в верховьях левого притока Аргуна, называемого Чент). Они имели свой аул на неприступной скале, близ нынешних Миятлов (т. е. тогда Миатлов и не было вовсе! – авт.) и занимались полевыми работами на левом берегу Сулака, при выходе оного из гор. Ныне они, подобно тюменам, составляют в Андрееве особый квартал и находятся в родстве с известною в Чечне фамилией Гунай».