КУРБАНОВ Руслан Вячеславович, руководитель Экспертного Совета Рабочей группы ОП РФ по Кавказу .
Появление женщин смертниц на Кавказе говорит о ломке кавказских личностей и общества.
На фоне все более стабилизирующейся Ингушетии и КабардиноБалкарии Дагестан вновь бьет рекорды по диверсионнотеррористической активности. Последний самоподрыв женщинысмертницы на посту полиции в селе Карабудахкент, совершенный в канун навязываемого государством женского праздника 8 Марта, лишнее тому подтверждение. Этот подрыв, как и подрывы в московском метро двух дагестанских девушек Марьям Шариповой и Джаннет Абдурахмановой, снова привлекли внимание к феномену женщинсмертниц, ранее неведомому для Дагестана.
Объяснить, почему на Кавказе появились смертники еще както с точки зрения психологии конфликтов, с точки зрения исламоведения и иных наук можно. Но объяснить появление именно женщинсмертниц – дело уже не такое простое. Поскольку женщины, идущие на самодрыв, не так часто встречаются в исламском мире. Палестина и Северный Кавказ являются лидерами в подготовке и использовании в качестве живых бомб именно женщин.
Вообще, война и женщина – понятия не совсем близкие и совместимые. Мы можем, конечно, вспомнить Кавказскую войну и примеры того, как горские женщины бросались в кинжальные атаки на русских солдат, осознавая, что они обречены погибнуть. Но, вопервых, это всетаки не совсем корректные аналогии. И вовторых, простой отвагой и бесстрашием горских женщин увеличение количества женских самоподрывов не объяснить.
Всетаки и горская женщина – это, в первую очередь, женщина. Ей свойственны такие же инстинкты продолжения и сохранения рода, как и всем остальным женщинам остального мира. И потом, надо вспомнить, что на Кавказе подрывались не только горские женщины, но и русские.
Быть может, как утверждают эксперты, в особой хрупкости женского сознания? В уязвимости и неустойчивости ее психики? В особой податливости внушению и подверженности эмоциям? Всетаки за многими случаями самодподрывов женщин на Кавказе стояли, действительно, трагичные и изломанные судьбы. Те же самые Хава Бараева, Марьям Шарипова и Джаннет Абдурахманова, прежде чем решиться на самоподрывы, пережили очень глубокие личностные драмы.
Подтверждение тому и последний самоподрыв в Карабудахкенте. Как установили следователи, смертницей была Аминат Ибрагимова, которая являлась супругой лидера каспийской группы боевиков Заура Загирова, убитого в феврале в Дагестане в ходе спецоперации.
Вовлечение женщин в кавказскую войну всех со всеми – очень тревожный симптом. Остановить женщин, как отмечают психологи, гораздо сложнее, чем мужчин. На женщину, мотивированную сверхидеей, практически не действуют рациональные и прагматические доводы, тем более если ее история замешана на любви.
Не секрет также то, что в Дагестане многие женские мусульманские общины намного жестче и радикальнее мужских джамаатов в вопросах такфира и джихада. Многие из них считают за честь выйти замуж за боевика. Известно, что многие молодые ребята, сватаясь к девушке из таких жестких групп, получают отказ, когда не соглашаются на ее предложение выйти замуж при условии, что молодой муж сразу же отправится на джихад.
В чем причина подобных жестких подходов? Существует, например, мнение, что кризис традиционного дагестанского общества расколол и женскую его половину: по воле судьбы какаято его часть оказалась «в саунах», а другая — в таких вот закрытых радикальных сообществах готовых пойти на смерть женщин. И это настоящая трагедия. Как для каждой такой девушки, так и для ее семьи, и даже для всего Дагестана.
Остановить этот круговорот женского и неженского насилия может только системная программа мер, которая в целом исправит ситуацию на Кавказе. Но самое страшное, что пока такая программа будет принята, далеко не одна молодая женщина прикрепит к своему телу пояс смертницы.