ДАЙДЖЕСТ: |
Чеченский областной музей был создан в начале лета 1925 года при поддержке секретаря Северо-Кавказского крайкома ВКП (б) А.И.Микояна и с помощью известного грозненского коллекционера и филателиста Бориса Скалиотти. Он безвозмездно передал музею свое личное собрание стариной посуды, оружия и археологических предметов, которые составили основу его фондов. Вскоре туда по решению Чеченского облисполкома были переданы и все бесценные экспонаты Окружного музея. Правда, есть и другая версия об основах фондов Областного музея. Ее высказала кандидат исторических наук З.К. Джамбулатова, которая пишет: «В 1925 г. открывается Чеченский областной музей. Основой открытия его послужила большая коллекция ценных вещей, собранная частным коллекционером Полозовым. При национализации его особняка коллекция поступила для хранения в сейфы Госбанка. Эта коллекция с большим количеством старинной утвари была передана вновь открывшемуся музею». Из этих двух версий более убедительной нам представляется первая, потому что она основана на данных архива Национального музея, а вторую автор монографии, из которой взята цитата, никакими ссылками на документы не подкрепляет.
Пополнение фондов Чеченского областного музея. Фонды Чеченского областного музея расширялись и росли, пополняясь разными путями. Так, по решению Чечоблисполкома туда было передано ценнейшее собрание старинного оружия (некоторые образцы его были инструктированы червонным золотом), конфискованное из бывшего особняка инженера Притулы по ул. им. Чехова (1925 г). Из Государственного музейного фонда РСФСР (из Ленинградского отделения - в 1925 г., из Московского - в 1926 г.) в наш музей поступило более трехсот пятидесяти экспонатов: картины и скульптуры европейских и русских художников, изделия из керамики, фарфора, бронзы, антикварная мебель, посуда, кавказоведческая литература и другие музейные предметы.
Музейные фонды пополнялись поступлениями и из других городов России и Закавказья предметами, безвозмездно подаренными жителями области и приобретенными у них. Так, из Дагестана были переданы картины Ф.Львова «Движение обозов между крепостями Воздвиженской и Грозной» и «Ханкальское ущелье», И.Айвазовского «Алхан-Юрт», из Грузии полотна Ф.Рубо «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля 26 августа 1859 года», «Смерть генерал-майора Слепцова в Гехинском лесу», портреты генералов-участников Кавказской войны, гравюры и скульптуры С.Соймонова, из Государственной Третьяковской галереи - «Автопортрет» первого чеченского художника, академика живописи Императорской Академии Художеств П.З.Захарова. Он был передан в наш музей в 1929 году по личной просьбе его тогдашнего директора Заурбека Шерипова. Все эти поступления позволили открыть при музее художественный отдел.
У жителей сел автономной области были приобретены или безвозмездно переданы ими в дар музею ценнейшие экспонаты, относящиеся к Кавказской войне (1834-1859 годы), освободительному движению второй половины XIX века, абречеству, предметы истории, культуры, этнографии и быта чеченского народа. В их числе были: документы переписки Шамиля (семьдесят единиц хранения, в т.ч. его приказ, написанный на буковом листке), знамя и наибские значки, полученные Ботой Шамурзаевым от Шамиля , именная печатка шейха Мансура, фотографии участников восстания 1877-1878 годов под водительством имама Алибек-Хаджи Алдамова, вещи, которыми пользовался в своей тяжелой скитальческой жизни Зелимхан Харачоевский (кинжал, седло, перчатки, «кошки» для лазания по горам), собранные у жителей с. Новые Атаги и г. Грозного, и другие музейные предметы. К сожалению, многие из них были утеряны навсегда, пропали бесследно уже в годы Великой Отечественной войны и депортации чеченского народа.
Республиканский музей изоискусств им. П.З.Захарова. Со временем художественно-изобразительно-монументальный фонд расширился настолько, что в 60-е годы XX века «насчитывал в своем активе 210 произведений живописи, 289 - графики, 97 - скульптуры, 60 - декоративно-прикладного искусства». На основе его в 1961 году был открыт республиканский музей изобразительных искусств, которому впоследствии присвоили имя академика живописи П.З.Захарова. Он продолжал пополняться за счет передачи произведений искусства из центральных музеев страны и покупки творений местных художников Министерством культуры Чечено-Ингушетии.
Республиканский музей изоискусств им. П.З.Захарова просуществовал самостоятельно около двадцати лет. На рубеже XX и XXI веков, когда он снова был слит с музеем краеведения в Объединенный музей им. Х.Ошаева, в нем насчитывалось «более 3 270 единиц хранения. Из них около 900 произведений живописи, 1200 - графики, 170 - скульптурных работ, около 1000 изделий мастеров декоративно-прикладного искусства. Гордостью музея являлись картины К.Брюллова, И.Репина, В.Тропинина, И.Айвазовского, Ф. Рубо, П.Захарова, Н.Самокиша и многих других европейских, русских и местных мастеров живописи».
Объединенный музей республики. О богатстве фондов Объединенного музея республики на рубеже ХХ-ХХI веков можно судить по следующим данным: если они в 1946 году насчитывали 3,5 тысяч единиц хранения, в 1975 - более 80 тысяч, то в 1990 их было уже более 230 тысяч. В их числе было более 33 тысяч уникальных предметов древности, собранных при раскопках на территории Чечено-Ингушетии усилиями руководителя Северо-Кавказской археологической экспедиции Е.Н.Крупнова и его учеников-сотрудников республиканского научно-исследовательского института истории, социологии и филологии!
Все это было, пока не развалился, казалось бы, незыблемый СССР и не наступил период революционных потрясений, трагедий и катаклизмов. На рубеже ХХ-ХХШ веков над Объединенным музеем ЧР навис злой рок - началась череда разрушительных ударов по нему. Эффект их был страшен потому, что все фонды музея были свезены в одно здание - в Азово-Донской (бывший) банк, в котором долгие годы размещался Чечено-Ингушский обком КПСС и который сам являлся архитектурным памятником начала XX века.
Первый удар - это крупнейшая кража в 1992 году. Хорошо ориентирующиеся в хранилищах и разбирающиеся в фондах воры вывезли из музея самые ценные коллекции картин, старинного оружия, инкрустированного червонным золотом, драгоценных предметов из археологических раскопок, кинжалов старых чеченских мастеров, ковров ручного ткания и другие редчайшие музейные экспонаты - гордость и национальное достояние народа. Естественно, они исчезли бесследно.
Второй удар первая чеченская война 1994-1996 годов, когда солдаты федеральных войск раскатывали по городу на танках и БТР-х, презрительно уставленных бесценными муляжами фауны ЧР, расстреливали книги и картины, изрезали ножами, разрушали залы музея, уничтожая историческую память народа, а мародеры похищали все, что считали ценным, а остальное - губили.
В эти годы на рубеже XX и XXI веков здание Объединенного музея, находящееся на подступах к Президентскому дворцу (между ними не было и трехсот метров), было превращено «в один из основных пунктов сопротивления: пулеметные гнезда устроили в каждом из окон второго и третьего этажей и кинжальным огнем простреливали всю улицу и площадь. После боев от здания музея остались одни стены с обрушившимися междуэтажными перекрытиями. Все, что осталось от фондов разрушенного и разворованного музея, находилось в подвальных помещениях, заваленных сверху плитами и балками рухнувших перекрытий».
Третий удар - вторая чеченская война (1999-2001 гг.). Почти полное уничтожение фондов музея. Их осталось около 15-20 процентов от бывших в 90-х годах XX века.
Чеченский (Чечено-Ингушский с 1936; Объединенный - с 1990 года) музей с первых дней своего существования с честью выполнял свою главную задачу - ведение активной научно-просветительской работы и воспитание патриотов. Проводилась она, в основном, организацией выставок, исследовательской работой и публикациями о деятельности и проблемах учреждения в средствах массовой информации: в тридцатые-шестидесятые годы XX столетия через местные периодические издания и радио, а с 70-х годов - и средствами телевидения.
Публикации на музейные темы начали появляться в чеченской прессе с первых дней его создания. Уже в середине ноября 1924 года газета «Грозненский рабочий» писала, что сотрудники музея решили придать ему кроме общекультурного, еще и краеведческое направление. «Все это обещает, - пишет автор заметки, - в недалеком будущем превратить музей в большое культурное учреждение». Это стало действительностью с созданием Чеченского областного музея. А 1 августа 1925 года газета «Грозненский рабочий» пишет: «Недопустимо препятствовать развитию такого большого культурного очага, каким для ЧАО является музей».
Научно-просветительская и пропагандистская работа в прессе музеем проводилась регулярно и активно. Прерывалась она только в годы Великой Отечественной войны, когда многие экспонаты были вывезены из республики, музей - закрыт, а в его здании разместился штаб обороны Грозного, и в трагические для ЧР годы (1990-2000), когда проводилось планомерное уничтожение «культурного очага».
Особенно широко научно-просветительская и исследовательская работа велась в 1957-1990 годах XX века, о чем свидетельствуют многочисленные публикации в республиканской («Грозненский рабочий», «Ленинский путь», «Сердало», «Комсомольское племя», «Блокнот агитатора») и районной печати Чечено-Ингушетии. Сам музей регулярно выпускал, начиная с 1951 года, «Известия», многочисленные листовки, буклеты, брошюры и научные книги сотрудников по различным вопросам истории, культуры, быта, природы (заповедники, парки, растительный и животный мир) и т.д.; красочные цветные альбомы и каталоги по изобразительному, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам народов Чечено-Ингушетии! Частыми гостями музея были журналисты телевидения и радио.
Научно-просветительская и пропагандистская работа в периодической печати, на телевидении и радио возобновилась с начала 2001 года. Материалы о плачевном состоянии музея, его фондов, ужасающих условиях ; деятельности, задачах и проблемах публиковались в московских и местных газетах и журналах «Грозненский рабочий», «Объединенная газета», «Вести Грозного», «Орга» и других. По два-три раза в неделю готовились передачи для телевидения и радио, в т.ч. московских телерадиокомпаний ОРТ, РТР, НТВ и радиостанций.
В июне 2001 года впервые за последние 10-12 лет в литературно-этнографическом комплексе Л.Н.Толстого (филиале Национального музея) в ст. Старогладовской был проведен традиционный толстовский праздник и региональная научно-практическая конференция на тему «Л.Н.Толстой и Чечня». Посвящены они были юбилею - 150-летию со дня приезда писателя на Кавказ. По итогам конференции в сентябре 2002 года по решению Коллегии Министерства культуры и Ученого Совета Национального музея Чеченской Республики выпущен (тоже Впервые за последние 10-15 Лет истории музея) сборник докладов и сообщений «Проблемы политического и культурного взаимодействия России и ЧР».
В 2002 году научно-просветительская, пропагандистская и воспитательная работа музея в СМИ велась и ведется по строго продуманному плану. Готовились (и готовятся), публиковались (и публиковались) материалы о деятельности и проблемах музея в местных и московских газетах и журналах (в т.ч. «Российская газета», «Известия», «Комсомольская правда», «Вестник Лам», «Латта» и т.д.). Готовились (и готовятся) передачи для телевидения и радио (в т.ч. для радиокомпаний ОРТ, РТР, НТВ, телевизионного журнала «Северный Кавказ». Разнообразны у них теперь жанры, шире тематика. Теперь это не только беседы о задачах и проблемах музея, но и рассказы о ценных фондах и экспонатах его! Теперь это не просто информации и интервью, но и репортажи, очерки и этюды о знатных людях литературы, искусства, производства, написанные на основе фондов музея, беседы за круглым столом, аналитические и проблемные статьи, научные исследования.
Крупным событием в жизни музея явилась выставка в Москве, в Государственной Третьяковской галерее, части отреставрированных во Всероссийском художественном научно-реставрационном Центре им. И.Э. Грабаря картин из собрания Национального музея ЧР, спасенных от полного уничтожения еще в первой чеченской войне (1994-1996 годы). Это событие освещалось во всех московских газетах, на основных радиокомпаниях ОРТ, РТР, НТВ и других, в периодике ЧР. Главным итогом выставки был выпуск красочно оформленной книги «Вернем Грозному музей» (на русском и английском языках), в которой опубликованы статьи о трагической истории нашего музея, впервые факсимильно воспроизведены некоторые уникальные документы о фондах его, напечатан каталог выставленных полотен с краткой информацией о состоянии каждого до и после реставрации.
Одним словом, в зеркале прессы Национальный музей Чеченской Республики в разные годы смотрелся то величественно, то трагически. Это зависело от любви, всеобщего признания и убежденности в необходимости его или же пренебрежения к нему и административного забвения о нем. Это зависело от того строя и умонастроения, от сознательности и понимания, от лозунгов и замыслов, от порядка и анархизма, царивших в те или иные времена в чеченском обществе.
Адиз Кусаев, заслуженный работник культуры ЧИАССР, заслуженный журналист ЧР
РОСТОВ. Ростовчанка потеряла сына-героя, спасавшего раненых на СВО
АРМЕНИЯ. Армения провела беспрецедентные полевые учения с США
АРМЕНИЯ. Генпрокуратуры России и Армении оформили программу сотрудничества до 2027 года
АРМЕНИЯ. Не стало известного мультипликатора Марины Восканьянц
Круизный теплоход "Расул Гамзатов" выйдет в первый рейс в 2027 году