Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Чеченская лезгинка – неразгаданный код народа


Просмотров: 4 738Комментариев: 1
ДАЙДЖЕСТ:
Чеченская лезгинка – неразгаданный код народа

Чуть больше года назад в нашей республике отмечали 70-летний юбилей Чеченского государственного ансамбля «Вайнах», созданного в сентябре 1939 г. Это было знаменательное событие в культурной жизни нашей республики, народа, ибо «Вайнах» является своего рода визитной карточкой многострадального и свободолюбивого чеченского народа. Блистательно выступая во многих странах мира, этот ансамбль не только завоевывал сердца зрителей, но и показывал образец искусства танца, отражая менталитет и душу народа, занимая самые высокие места на Всемирных конкурсах и фестивалях. Он стал одним из лучших танцевальных ансамблей в мире, и в этом большая заслуга как самих исполнителей, так и руководителей «Вайнаха». Что же из себя представляет чеченский танец, и почему он так выделяется среди других? Говорят, что танец – неразгаданный код народа, что через него раскрывается философия жизни, реальная действительность и душа народа. В нем кроется мечта о мире и счастье, надежда на торжество гармонии и красоты. Первоначально все танцы мира имели смысловую нагрузку, были компонентами религиозной обрядности. Но танец вдохновляет благочестивых людей на прекрасные и благородные порывы, способствует созданию основы будущей прочной семьи. 

 

Люди, умеющие хорошо танцевать, всегда обращают на себя внимание, становятся известными личностями и пользуются всеобщим уважением и успехом у зрителей, перед которыми они чувствуют свою ответственность. Танец учит их жить, заставляет думать, мыслить, понимать сущность бытия в этом мире и отражать духовную культуру. Такие люди становятся украшением чеченской свадьбы, и часто их специально приглашали на торжество: они поднимали авторитет и престиж той или иной свадьбы. Например, изящная Бекист из Аллероя, грациозный Бухари из Цацан-Юрта бывали частыми гостями и украшением чеченских свадеб в 60-х годах XX века. Учиться у них танцевальному искусству, наблюдать за ними в кругу танца и получать эстетическое наслаждение приходили из многих сел. От них веяло благородством и духом аристократизма. Ни одна чеченская свадьба не обходится без танцев. В танце участвуют лишь двое – он и его партнерша. В танце партнеры своими жестами, пластикой, темпом раскрывают богатство жизни, разнообразие палитры человеческих взаимоотношений. Весь этот процесс сопровождается музыкой – оживленной, захватывающей. Чеченские танцы с их неистовым темпом ритма и одновременной строгостью движений, поистине, – прекрасный гимн свободе и красоте жизни. Этнограф С-М. Хасиев делит чеченский танец на три части.

 

 

1. Мифологема (для полного понимания он напоминает мифы древних греков «Лабиринт», «Нить Ариадны», «Подвиг Тесея»).

2. Танец, в котором молодой человек представляет то, что видел, пережил.

3. Закругление. В чеченском танце, перенятом и названном соседями «Лезгинкой», закругление сопровождается сигналом особенности барабанной дроби, снижением темпа.

 

В самом танце, словно белая лебедь, девушка, стройная, как кипарис, гордели во плывет, изящно и плавно ведя руками. Ее преследует по кругу юноша, то идя за ней, то стремительно преграждая ей путь. Сначала, широко распластав руки, словно крылья орла, движением руки показывает партнерше, куда и как ей повернуться. Подводит ее к своим друзьям-товарищам, как бы давая знать, что им одержана победа над лучшей девушкой, а значит, его действия заслуживают одобрения. Он воздух разрывает криком «Х1орс тоъ!», волчком вьется вокруг девушки, выполняя элемент танца «Бохь бог1ар», преграждает партнерше путь так, что она не может вырваться из круга. «Хьовзае йо1!» - кричат ему. Девушка не может двигаться по кругу, она крутится на месте. Ритм становится все более ускоренным, огнем пылают глаза юноши. Иногда, показывая свою удаль, танцор символически обхватывает талию партнерши, но не прикасаясь к ней, что считается недопустимым. Среди всех кавказских танцев чеченский исполняется наиболее неистово, ритмично, экспрессивно, захватывающе и грациозно. Поэтому в нем много артистизма и привлекательности.

 

Почему чеченцы танцуют именно так, а не иначе? Трудно представить бразильцев без футбола и кофе. Трудно представить кубинца без сигары. Трудно представить расточительного японца… Каждый народ имеет свой менталитет и национальную идею. Национальной идеей и менталитетом чеченцев является свободолюбие и… лезгинка. Их они выражают и в песнях, и в одежде, и в образе жизни. Длительное время прожил я на Урале, и часто становился свидетелем того, как сильно кавказцы любят лезгинку. Но наибольших аплодисментов заслуживало ее исполнение чеченцами, узнаваемое по азарту, духу, ритму движений: ни одно движение в чеченской лезгинке не делается (осознанно или спонтанно) «безмотивно», без смысловой нагрузки. В ней, как и в индийских танцах и танцах народов Кавказа, проглядываются отголоски религиозной обрядности. Исследователи выделили такие важные элементы в танцах, которые связываются с культовой обрядностью: исполнение танца по кругу, наличие пары – мужчины и женщины, движение мужчины за женщиной («погоня»).

 

Положение рук мужчины: он расставляет их в стороны или сгибает одну руку, держа кисть у груди, другую отставляет в сторону, ведя ее за женщиной. Мужчина, становясь на носки или на пальцы ног, вскидывает руки максимально вверх над головой. Возглас мужчины «Х1орс тоъ!» (женщина в танце безмолвна и не произносит ни звука). В древней вайнахской легенде говорится, что один искусный кузнец послал к лучезарной девушке сватов, не зная, что она его сестра! После ее отказа он взял золотую головешку и отправился к девушке. Увидев его, девушка бросилась бежать. Он - за ней. Долго-долго бежал он за ней, - до тех пор, пока оба не погибли. Они превратились в солнце и луну. До сего времени солнце не может догнать луну. Отсюда родилась чеченская загадка: «Знаешь ли ты, что это: брат не встречается с сестрой, сестра не может догнать брата?» Отгадка – солнце и луна. История нахского танца уходит в глубь веков. Из нее мы знаем, что наши предки посредством танца просили помощи и милосердия у Бога. У сарматов имелся бог солнца – Хорс. Этот бог почитался и в раннесредневековой Руси.

 

Египетский фараон Аменхотеп IV (II век до н. э.), женой которого по одной из версий была девушка из вайнахов Нефертити, принял религию единобожия, объявив Солнце Богом. Это свидетельствует о том, что наши предки обращались к небесным светилам – к солнцу, звездам, луне… «Погоня» мужчины за женщиной по кругу – это движение солнца (мужчины) и луны (женщины). Есть основание считать, что мужчина и женщина в танце изображают движение солнца и луны, объясняющее, что в вайнахской хореографии танцует пара, а не группа людей, образующих хоровод. Положение рук мужчины в стороны в виде креста означает солнце на восходе и закате. А сам крест – христианский символ – ведет происхождение из далекого язычества и означает Солнце и стороны Света. Положение рук мужчины, когда он сгибает руку, держа кисть у груди , а другую отставляет в сторону, соответствует изображению свастики, означающей Солнце в движении.

 

Став на носки ног и вскинув руки над головой, мужчина изображает солнце в зените. Действие с «обниманием» талии партнерши, не прикасаясь к ней, означает затмение луны («удержание») – бутт лацар. Возглас «Х1орс тоъ!» можно предположить как призыв к солнцу, к единобожию. Когда предстояло сразиться с врагом или веселиться и веселить других, предки вайнахов также устраивали круговые танцы – ч1агаран хелхар, в которых они подбадривали себя, своих воинов, показывали свою удаль и выносливость. Ярким примером тому является легенда, изложенная А. Сулеймановым в работе «Топонимия Чечни». В нем сообщается, как персидский царь Дарий (IV век до н.э.) приказал построить на севере страны укрепление и установить там стражу – по одной дружине от каждого племени, народа, населявшего этот край. Была среди них и нахская дружина. Когда приказ был исполнен, царь Дарий несколько дней подряд наблюдал за поведением и дисциплиной воинов, дружин.

 

Среди всех остальных своей выдержкой и стойкостью он заметил одну дружину. Более семи дней и ночей дружина нахов, образовав круг, совершает боевую пляску «ч1агаран хелхар», которую он ранее не видел никогда. Восторгу царя Персии не было предела. Он подозвал своих военачальников и спросил: «Кто эти железные и несгибаемые люди, не сбавляющие энергии ни на минуту и танцующие более семи суток?». Ему ответили: «Это нахи, живущие на склонах Большого Кавказа». «Нохчи жахх1ан!» - воскликнул царь. «Нохчи жахх1ан!» - повторили за ним вельможи. «Турпал Нохчо!» - воскликнул грозный царь. «Турпал Нохчо!» - воскликнули вельможи вслед за царем… До великого потопа у древних халкдеев (предков современных вайнахов) символом народа был орел, потому что своим духом, быстрым взглядом орел из всех зверей и птиц на Земле был им ближе, похож на них. Есть версия, что вайнахский танец взят с примера брачного танца орла и орлицы. Вот как выглядит этот танец: парящая плавно орлица, сопровождаемая орлом, подчиняется его танцу. Орел резким движением преграждает ей путь и ведет ее по кругу.

 

Это царский танец орлов, ведь орел – царь птиц. А кто может отрицать ее схожесть с чеченской лезгинкой – царицей всех танцев? Наблюдая, как птицы парят в облаках, сравнивая это с чеченским ансамблем «Вайнах» и его танцем, поэт Р. Юсупов писал: Что за огненный танец – полет, Словно яркая молния в небе! то вздымается ввысь, то плывет, то орел кружится в танце, то лебедь. Что за пластика, удаль, размах, Гибок стан, величава осанка… Это снова танцует «Вайнах», Мастерству – высочайшая планка… отраженье чеченской души, Воплощенье чеченского нрава… Впрочем, сколько о нем ни пиши, Все сведется к заветному «Браво!» Говоря о чеченском танце и ансамбле «Вайнах», нельзя умолчать об именах, прославивших их. Это – Гелани Юсупов, Махмуд Эсамбаев, Ваха Дакашев, Абдулла Мухаммедов, Умар Димаев, Марьям Айдамирова, Зулай Сардалова, Магомед Дидигов, Дикалу Музакаев, Асет Асхабова, Лариса Цахилова, Тамара Дидигова, Рамзан Ахмадов, Хасан Алиев, Малика Ямкаева, Яха Чагаева, Андарбек Садыков, Николай Халебский, Тамара Синявская, Иса Асхабов, Тапа Элембаев и много, много других. Их славное дело продолжают достойно Ирина Магомедова, Милана Дидигова, Румиса Чупалаева, Мовсар Мусаев, Хадис Музакаев, Амина Ахмадова, Усман Дадаев, Майса Исмаилова, Ахмед Шаванов и другие талантливые артисты. Нет сомнения, что будущее чеченской лезгинки, флагмана мирового танца, будет также звездной, успешной и воспринятой мировой культурой. Удачи ей!

 

Сайд-Альви Лулуев, член Союза писателей РФ ("Вести Республики")




checheninfo.ru



Добавить комментарий

Zelimhan
Zelimhan от 16 апреля 2012 11:03
И дел рез хъюлд хун Сайд-алви,вот такие истории поучительны и полезны нашему народу и особенно молодежи.Мне твой рассказ навеял на мысль,что движения лезгинки действительно взяты из образа суровой природы Кавказа.

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"