ДАЙДЖЕСТ: |
Старинное село Старые Атаги взрастило для чеченской литературы и искусства немало известных людей: писателей, артистов, сказителей, исследователей. Особое место среди них занимает человек необычайного дара и широкого творческого диапазона - поэт, писатель, драматург, переводчик Абдул-Хамид Хамидов. Прекрасный знаток фольклора, народных обычаев и языка, он щедро использовал их жемчужины в своих бессмертных произведениях. Поэтому каждое его слово и каждая фраза героев сразу же становятся афоризмами. Народ воспринимал их как свои творения, и они пополняли фольклор. Случалось это (да и сегодня случается!) потому, что все его произведения - это увиденные мастером кусочки жизни, а герои, плоть от плоти, - дети своего народа, оживленные талантливым творцом. Их продолжают цитировать и сегодня: «Как говорил Бож-Али ... », «Как сказала Майма ... », «Прав был Сутарби ... » и т. д.
И будут цитировать всегда, потому что пьеса «Бож-Али» стала поистине народным творением (и лучшей еще не создано, и вряд ли в скором времени напишут). Ю. Айдаев писал: «Огромную популярность и признание получила комедия А-Х. Хамидова «Бож-Али» - чеченская пьеса, шагнувшая на всесоюзную сцену. Она была поставлена многими театрами страны». Пьеса драматурга была настолько широко известна, что ставилась с триумфом на сценах всех национальных театров республик Северного Кавказа, Башкирии, Татарстана, Турции, Иордании...
Завидная слава. Заслуженная слава. Пожалуй, ни одна из пьес чеченских драматургов не имела такой долгой сценической жизни, такого ошеломляющего успеха, не получала такого отзвука в сердцах зрителей.
Мне, к сожалению, не довелось близко знать его. Видел и слышал Абдул-Хамида Хамидова я всего три-четыре раза, но запомнил навсегда. Человеком он был впечатляющей внешности: высокого роста, плотного телосложения, с мужественными чертами лица (высокий лоб, окаймленный густой шевелюрой черных волос, проницательные, умные глаза, аккуратные усы). Говорил он неторопливо, обдумывая слова, - то серьезно, то шутливо. Остроумный был: слушатели от смеха за животы хватались, а на его лице - ни тени улыбки. Несмотря на крупную фигуру, был подвижным, порывистым, быстрым - в движении, живым, общительным - по характеру. Но, когда надо, умел быть и солидным, строгим.
Мне посчастливилось быть на так называемой сдаче спектакля «Бож-Али» (в первоначальном варианте она называлась «Падение Бож-Али») в театре, перед официальной премьерой. А-Х. Хамидов в то время был директором Чечено-Ингушского государственного драматического театра им. Х. Нурадилова и вел, после просмотров, обсуждение. Бесстрастно, спокойно и внимательно выслушал он каждого выступающего. Только когда звучали критические нотки, опускал глаза и делал пометки в блокноте. Ожидал ли он в те минуты, что его детище будет так восторженно принято зрителем? Думал ли о том, что его детище на многие годы переживет его? Одному Богу известно.
Недолго, правда, пришлось ему наслаждаться славой: он погиб в 1969 г. в автомобильной катастрофе, не дотянув даже до своего пятидесятилетия. Я помню, с какой болью восприняли известие о его смерти не только те, кто знал этого удивительного человека, но и все жители республики, потому что был он всенародным любимцем. Потому еще, что не было в Чечено-Ингушетии человека, который бы многократно не смотрел спектакли по пьесам Абдул-Хамида Хамидова, не читал его остроумные рассказы, не слышал песен, написанных на его стихи ...
Родился А-Х. Хамидов в с. Старые Атаги в 1920 г. Окончив начальную школу, в 1935 г. поступил в педагогическое училище, которое в то время находилось в ст. Серноводская. В нем рано пробудилась тяга к сцене, которая и привела его после училища в Московский Государственный институт театрального искусства. Но учебу в нем пришлось прервать на четвертом курсе: в 1941 г. в начале войны, Абдул-Хамид был отозван в республику для работы в национальном театре. Некоторое время был актером, но его энергия и организаторский дар сказались быстро: он вскоре стал директором театра - в двадцать два года. Но сделать, к сожалению, успел немного: в 1944 г., как враг, был изгнан с родины. И там, в Казахстане и Киргизии, он продолжал работать в сфере искусства, не смирясь с несправедливостью: будучи мужественным человеком, писал вместе с другими представителями интеллигенции письма И. Сталину и Н. Хрущеву, хотя и знал, чем это чревато для него, спецпереселенца. Но он думал не о себе - он болел за свой оболганный народ.
В 1955 г. когда в Алма-Ате начала выходить газета на чеченском языке («Знамя труда»). А-Х. Хамидов, одним из первых, пришел в ее редакцию: работал литературным сотрудником, заведующим отделом культуры. В 1956г. он - литературный консультант Союза писателей Казахстана. А в 1957 г., восстановив Чечено-Ингушский государственный ансамбль песни и танца, вместе с ним возвращается на землю отцов. Благодаря ему, коллектив становится вскоре одним из лучших не только на Северном Кавказе, но и во всем бывшем Советском Союзе. В 1959-61гг. А-Х. Хамидов - председатель правления Союза писателей ЧИАССР, а затем - заместитель заведующего отделом пропаганды обкома партии. Но тяга к сцене берет верх: он снова становится директором национального театра и руководит им уже до конца своих дней.
Наделенный природой богатой фантазией, обладая глубокими знаниями фольклора, народной жизни, юмора, языка, Абдул-Хамид Хамидов рано приобщился к литературному творчеству. Свои первые юмористические рассказы «(Хингал» и другие) и стихи он написал еще в 1935-1936 гг., но во время учебы в театральном институте и работы в драмтеатре главное внимание он уделял драматургии. «Он пришел к пониманию того, что идейная значимость, художественная ценность и расцвет развивающейся чеченской литературы будет зависеть от ее признания и принятия за пределами республики, - писал об этом периоде творчества писателя литературный исследователь, доктор филологических наук Х. Туркаев. А-Х. Хамидов очень мечтал об этом. И делал все, чтобы это стало действительностью. Начинающий драматург перевел на чеченский язык самые известные пьесы великих русских и зарубежных писателей: «Отелло» В. Шекспира, «Мещанин во дворянстве» Ж-Б. Мольера, «Власть тьмы» Л. Толстого и другие. И все они были поставлены на сцене национального театра».
Писать А-Х. Хамидов продолжал и в ссылке, но не надеялся быть опубликованным. Правда, его статьи-исследования о пьесах великих драматургов, зарубежных и русских классиков: «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Без вины виноватые» А. Островского, «Васса Железнова» А. Горького и другие.
Печатались в газетах и журналах как доказательство его глубокой теоретической подготовки и профессиональной эрудиции.
Но историческая справедливость все-таки восторжествовала: в 1958 г. в Чечено-Ингушском книжном издательстве вышел первый сборник произведений А.Х. Хамидова, в который вошли его сатирические рассказы и одноактная пьеса «Абубешир». Затем последовали другие - избранные. Последним был сборник рассказов и пьес писателя, изданный в 1980 г., «Бессмертные» {«Лийрбоцурш»). В него вошли лучшие сатирические рассказы А-Х. Хамидова («Абубешир», «Дурда и Дарга», «Похождения Гирмасолты», «Платье - туда, платье - сюда», «Экзамен»), пьесы, написанные в разные годы и' (все!) поставленные на сцене национального драмтеатра с огромным успехом («Совдат и Дауд», драма «Девушка гор», комедия «Бож-Али», героическая драма «Бессмертные» о жизни и ратных подвигах Героя Советского Союза Х. Нурадилова, сказка-фантазия «Синекрылая птица», сатирическая сценка «Тяжелый день Мохсолты»).
Стихи же, написанные А-Х. Хамидовым, были настолько душевны, лиричны, ритмически отточены, совершенны и мелодичны, что сразу же становились песнями. На них писали музыку композиторы У. Бексултанов, А. Халебский, З. Чергизбиев и другие. С большим проникновением исполняли эти песни С. Магомедов, В. Дагаев, М. Буркаев ...
Рассказы и пьесы А-Х. Хамидова - это яркие картинки жизни, увиденные глазами художника и описанные пером мастера афористичным и простым языком, с использованием жемчужин народной мудрости. Они безупречные по композиции. А-х. Хамидов был мастером диалога, описания психологии и характера героев.
«Свое разностороннее дарование, все свое искристое творчество Абдул-Хамид Хамидов отдал родному народу, потому что в служении ему видел свое настоящее счастье и призвание, - писал о нем поэт Х - М. Эдилов, знавший писателя с юношеских дет. - Он имел полное право сказать о себе словами великого А. Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». А-Х. Хамидов делал это так талантливо, как ни один другой чеченский писатель до него. Он был истинным сыном своего народа, потому что помогал ему расставаться со всем плохим с улыбкой. Всенародное признание и память о нем будет жить вечно».
... Таким я запомнил этого мудреца из Старых Атагов. Я не профессиональный критик, но я твердо уверен в одном: А-Х. Хамидов внес огромный вклад в развитие чеченской драматургии.
Адиз Кусаев. «Писатели Чечни»
АСТРАХАНЬ. Депутаты Думы Астраханской области поддержали ряд изменений в налоговое законодательство
АСТРАХАНЬ. 68% бюджета Астраханской области на 2025 год направят на социальную сферу
СЕВАСТОПОЛЬ. Проект севастопольской школы стал победителем Конкурса родительских инициатив
КБР. В КБР обсудили строительство объектов социальной инфраструктуры
СЕВАСТОПОЛЬ. В Севастополе 112-летие Качи ознаменовали созданием Аллеи памяти и славы