ДАЙДЖЕСТ: |
Автору этих строк довелось знать Юсупа Идаева в середине 80-х. Видеть его на сцене, за кулисами, в гастрольных поездках театра по районам республики. Главное впечатление от общения с одним из актеров, снискавших славу тогдашнему Чечено-Ингушскому театру на просторах бывшего СССР, связано с его многогранным талантом, благородством, умением отрешиться от человеческих слабостей, философским взглядом на мир. В храме искусства, с его сложным переплетением жизни труппы на сцене и за кулисами всегда непросто дается сочетание творческого роста, совершенствования профессионального мастерства и умения отказаться от лицедейства в реальной жизни. Юсупу удавалось и то, и другое. Актер (и какого класса!), он оставался самим собой вне сцены и огней рампы.
У Идаева было очень тяжелое детство. Его отец Шамсуддин Сапаров, председатель респотребсоюза, был арестован в 1944-м. Шамсуддин скончался в карагандинской тюрьме, где в те же годы был в заключении Александр Солженицын. Все братья и сестры Юсупа умерли в годы выселения. Он остался один у матери Медины Мациевой. Окончив школу, успешно сдал экзамены в Грозненский нефтяной институт. Тогда же, летом 1957 г., узнал о наборе в чеченскую актерскую студию Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМИК). Подал документы и успешно сдал все творческие туры по актерскому мастерству и экзамены.
Аристократизм придавал особую «окраску» его сценическим образам. Идаев запомнился зрителям по блистательно сыгранным ролям, вошедшим в «золотой фонд» чеченского театрального искусства. Он умер в 48 лет сразу же после сдачи спектакля «И дольше века длится день» (сценическая интерпретация произведения Чингиза Айтматова) - отказало сердце. В те трагические для чеченской культуры дни с соболезнованиями к его родным и коллегам шли многочисленные поклонники таланта Юсупа Идаева - от простых рабочих до высокопоставленных чиновников и номенклатурных бонз республиканской власти.
Вспоминает жена Юсупа Идаева Зулейхан Баталова, народная артистка ЧР, заслуженная артистка России:
- Впервые я увидела Юсупа в 1961-м. Студент ЛГИТМИКа, он приехал в Грозный в составе чеченской студии. Начинающие актеры заканчивали четвертый курс и приехали домой со спектаклем «Ромео и Джульетта». Юсуп играл Ромео, и как играл... На спектакль невозможно было попасть, билеты раскупались за месяц. Даже актеры тогдашнего Чечено-Ингушского театра, в том числе я, могли видеть спектакль где-то с забитого зрителями балкона...
Такой же успех имела постановка «Аршин - Малалан» с Идаевым в главной роли. Руководству театра даже пришлось договориться с руководством ЛГИТМИКа по поводу того, что Юсуп уедет на занятия позднее, отыграв в Грозном все премьеры. Чеченская студия вернулась из Ленинграда через год - в 1962 г.
После окончания института Юсуп сразу же стал одним из ведущих актеров Чечено-Ингушского театра им. X. Нурадилова. Все годы он был удивительно предан своей профессии, любил театр и всех, кто там работал. Отказывался от предложений сниматься в кино, чтобы не срывать спектакли. Очень ответственно подходил к театральным ролям, но никогда не был карьеристом. Когда ему предложили стать директором театра, согласился, и стал прекрасным руководителем, ибо никогда не воровал.
Уговаривал ли меня бросить сцену, стать домохозяйкой? Напротив, Юсуп всегда радовался моим удачам. Во время премьер стоял за кулисами, делал замечания после спектакля, давал советы... Именно он стал инициатором моего поступления в ГИТИС имени А. В. Луначарского в Москве. Юсуп всегда хотел, чтобы я имела высшее образование, хотя отдавал себе отчет в том, что это формальность для меня, окончившей трехгодичную грозненскую театральную студию год руководством тогдашнего главного режиссера Чечено-Ингушского театра Минная Германовича Минаева. В нашей студии преподавали ведущие актеры Русского драматического театра им. М. Лермонтова, педагоги московских театральных вузов приезжали в Грозный каждый квартал. И все же я поступила в ГИТИС и закончила его, потому что этого хотел Юсуп.
Он всегда стоял над суетой, никогда не опускался до интриг и двойной игры. Теперь я понимаю, насколько мудрый и благородный это был человек.
Утверждение о многогранности таланта - о нем, Юсупе Идаеве. По рассказам Зулейхан Багаловой и коллег Юсупа, он прекрасно владел чеченским и ингушским языками, был автором великолепных переводов. Всевышний наградил его не только творческими талантами. Он был очень человечным. Был случай, когда на его глазах старушка попала под трамвай, и он бросился ее спасать, выхватил буквально из-под колес...
Никогда не держал на кого-то обиды. Наоборот, всячески искал причины оправдать человека за неблаговидный поступок. Жил, следуя принципу: «Воспринимай человека таким, какой он есть».
Хеда Берсанукаева, заведующая литературной частью Чеченского театра им. X. Нурадилова, завкафедрой актерского мастерства ЧГУ, заместитель председателя Союза театральных деятелей ЧР, заслуженный работник культуры ЧИАССР:
- Его первая театральная работа сразу же сделала его знаменитым. В Идаева влюбилась все женская часть Грозного, поклонницы толпами приходили на спектакли с цветами. Созданный им в дипломном спектакле образ Ромео остался одной из лучших его ролей.
Не удивительно, что с первых же дней работы в театре Юсуп Идаев стал востребованным актером. Из спектакля в спектакль ему давали главные роли и он блестяще их играл. Жених в «Кровавой свадьбе» (Гарсиа Лорка), Фабрицио в «Хозяйке гостиницы» (Каоло Гольдони), Фердинанд в спектакле «Коварство и любовь» (Шиллер), Ильяс в постановке «Тополек мой в красной косынке» (Чингиз Айтматов), Валентин в «Разбуженной совести» (В. Шаврин)... Ему удавалось найти особую интонацию, свою интерпретацию каждой роли, передать суть образа, эпохи. В своем последнем спектакле «И дольше века длится день» он сыграл сразу три роли, причем блестяще. Национальная драматургия, пьесы авторов бывшего СССР, зарубежная классика - все было ему подвластно.
Для меня творческое и морально-нравственное начало в человеке неразрывны. Идаев был непревзойденным не только как актер. В нем редко сочетались красота внешняя и духовная. Всегда элегантный, галантный. Необыкновенно щедрый. В доме Зулейхан Багаловой и Юсупа Идаева каждый день были распахнуты двери для гостей. Они всегда были хлебосольными, гостеприимными людьми. За благородство Юсупа называли рыцарем театра. Все люди, которые знали Идаева, очень его любили.
Как рассказывали автору этих строк еще тогда, в середине 80-х, с Идаевым всегда сохраняли связь бывшие ленинградские преподаватели. Перезванивались, обменивались письмами, с радостью принимали Юсупа с женой Зулейхан в городе на Неве. В Грозном у него тоже было много друзей. И не только в театральной среде. Среди актеров близким его другом был Дагун Омаев.
Дагун Омаев, актер Чеченского театра им. X. Нурадилова, киноактер, заслуженный артист ЧР, Абхазии и РФ, народный артист ЧР и КБР:
- Мы не расставались попой до утра, постоянно были вместе, Юсуп не любил больших кампаний, два-три человека - не больше. Обычно мы собирались втроем, вместе с двоюродным братом Юсупа Султаном.
Идаеву претили кичливость, фальшь, вранье. Всегда был очень обязательным. В своих детях души не чаял, любил моих детей и детей вообще. В нем сочетались лучшие черты человеческого характера. По духу он был чеченским князем. Ни до Юсупа Идаева, ни после я не встречал человека, порядочнее, чем он.
Руслан Хакишев, художественный руководитель Чеченского театра и, X. Нурадилова, заслуженный деятель искусств ЧР и РФ, лауреат государственных премий ЧИАССР и РФ:
- Юсупа я знал со студенческих лет. Мы вместе учились на актерском факультете ЛГИТМИКа, позже играли в спектаклях. Когда я окончил режиссерский факультет, мы работали вместе в новом качестве - как режиссер и актер. В первые годы после окончания института Юсуп Идаев играл в амплуа героя, героя-любовника, романтического героя. Затем неожиданно проявился как комедийный актер. Он великолепно играл разноплановые роли. Был актером широкого творческого диапазона, а это большая редкость. Я не знаю ни одного его актерского провала, неудачи.
К сожалению, он мало прожил, умер относительно молодым. Его смерть была большим ударом для нас, - сказал Руслан Хакишев.
В постановке «И дольше века длится день» Юсуп Идаев исполнил три роли. По многочисленным отзывам того времени, сыграл, как всегда, прекрасно. После спектакля, за несколько минут до кончины, Идаев уговорил жену Зулейхан Баталову не оставаться на обсуждении новой постановки представителями Минкульта тогдашней ЧИАССР и отвести домой их троих детей. Рашид, Рада и Рзмзес таким и запомнили отца - стоящим на сцене в ореоле признания, с грустной улыбкой под шквал аплодисментов, не смолкавших даже после того, как перед актером опустился занавес...
Амина Висаева
АБХАЗИЯ. Москва рассчитывает на сохранение союзнических отношений с Абхазией
ИНГУШЕТИЯ. Антимонопольщики Ингушетии оштрафовали онкодиспансер за задержку оплаты лекарств
АБХАЗИЯ. Бжания усомнился в искренности симпатий Саломе Зурабишвили к абхазской оппозиции
АБХАЗИЯ. Протесты и море: откажутся ли россияне от отдыха в Абхазии?
КРЫМ. Пьяный 35-летний керчанин забил отца до смерти кочергой