ДАЙДЖЕСТ: |
Гусейнов Г.-Р. А.-К.
Доклад (тезисы к научно-практической конференции "Исторические связи народов Дагестана и Чечни.")
Известно, что, по данным "Перечня доходов шамхалов", датируемого XIV-XV вв. (по другим сведениям, XV-XVI вв.), "Мичихич [Чечня] целиком является владением (мулк)" шамхала Тарковского, образование владения которого относится к 1442 г., точнее, "Мичикичь ... был собственным уделом шамхала", платившим ему "по одному барану с семейства", возможно, тем самым его личным доменом. В дальнейшем, не позднее 1582 г., в ходе начавшегося дробления шамхальства известный родоначальник засулакских кумыкских князей Султан-Мут получил в свой удел "все земли, лежащие между Судаком и Тереком, с нижней частью Мичикича и Салатавского округа до горы Керхи [Кенхи в нынешней Чечне], что на границе Гумбета".
Именно ему, как сообщается в чеченских преданиях, живший в западном нагорном чеченском обществе Нашхой (Нашха) легендарный предок чеченцев Тинавин-Вис, сын Молкха, при котором произошло расселение чеченцев в предгорьях, платил дань. Не случайно начало массового переселения вайнахов - будущих чеченцев и ингушей, окончательное оформление общностей которых относится к середине XVIII в. - на плоскость, прежде всего в предгорную зону, из обществ Нашаха на восток (чеченцы) и Галай на запад (ингуши) относится учеными к XVI-XVII вв. - времени, когда жил Султан-Мут, который известен в Чечне и как шейх Мут.
К более ранней эпохе восходит, надо полагать, использование в чеченском фольклоре, в том числе и более позднего периода, когда во второй половине XVII или начале XVIII вв. возникают героико-эпические песни - илли, например, "Об Умаре, сыне Тахи", в качестве обозначения высшего сословия кумыкских князей термина "салойн эллий", который переводится и комментируются в названном илли как "князья Сала-Тау" (Кумыкское нагорье в Дагестане). Речь в данном случае идет о засулакских кумыкских сала-узденях, которые представляли собой более древнюю ветвь феодальной знати, чем князья (бии) из шамхальского дома, т.е. были в Салатавии, по всей видимости, в качестве князей до ее вхождения в состав государства Султан-Мута, а в дальнейшем "...деревни же Авук и Баян [Беной], где находится нефтяной колодец, и Салатавский магал, состоящий из 12 деревень, имеющих около 2000 семейств (вариант - 10 000 жителей), платили подать и повинности Андреевским эмирам". Тот факт, что первые редкие упоминания, например, ичкерийских селений Зандак и Цонтарой отмечаются в русских источниках, начиная лишь с 50-х годов XVIII в., позволяет предположить, что обозначение салатавских (салойских) князей имело место в период до переселения чеченцев на равнину в пределах нынешней восточной горной области их проживания, примыкающей к соседнему Салатавии Гумбету. В силу вышеизложенного следует считать анахронизмом сведения некоторых чеченских преданий о том, что сын Абдул-Молка Тина со своим сыном Вюсой первоначально поселился в Цонтарое, выше Ножай-Юрта, в местности под названием Кире, Тем более что общество Кири (Кира) было расположено на правом берегу р. Шаро-Аргуна и граничило на юге с упоминавшимся ранее с. Кенхи.
Кроме того, кумыки были известны и в горной Чечне, если иметь в виду предание о кумыкском происхождении части общества Кейн-Мохк, граничащего на юге с обществом МIайста, где жил отец Тинавин-Вису Молкх или Молкху и откуда чеченцы переселились в Нашихэ. То же название повторяется в наименовании хутора Кейлах нынешнего ингушского с. Алхасты, расположенного на левом берегу р. Асса. Их предок Мед считается потомком шамхалов тарковских либо лица, приближенного к ним; он (или его отец) с плоскости пришел в горы, так как не поладил с шамхалами, и брал дань с окрестных родов.
Кумыком, бежавшим от кровной мести, считается и предок жителей с. Бавлой (БIавла "башенные"), считающих себя отдельным родом внутри общества ТIерлой, граничащего на западе с Кейл-Мохк, на юге - с МIайста, на севере - с Нашха, При этом если название последнего общества может быть возведено к пратюрк. *тоьр (почетное место в юрте, доме), известного и кумыкскому языку, то в обществе МIайста, расположенном на крайнем юго-западе Чечни и граничащим с Хевсуретией на юге, "особое место занимали женщины-жрицы". Это позволяет отождествлять его наименование с названием божества Умай у древних тюрков, известного до сих пор у некоторых современных тюркских народов, в том числе у кумыков (в составе топонима Байтерек у с. Нижнее Казанище, где вторая часть - терек "дерево" - указывает на его значение, связанное с вышеназванной богиней, т.е. "дерево *Умай"). Следует отметить и ошибку А.П. Берже, указывавшего на то, что "из Меэсте [МIайста] чеченцы переселились в Нашихэ [Нашхой], где теперь находится Керстен-Акх или Киоло", так как аул Керистие (Христианский), жители которого считают себя потомками грузин, расположен в обществе Хилдехьарой (Заречные), граничившем на западе с МIайста.
В равнинной части Чечни известно и предание о похищении Чайнакхом из с. Гуной дочери шамхала Тарковского по имени Чечу, которая после его смерти переселилась на равнину и заложила между реками Сунжа и Аргун нынешний Чечен-Аул. Последний, считаясь первым поселением чеченцев на плоскости, дал нынешнее русское название этого народа, которое впервые было употреблено в 1719 г. и имеет местное кумыкско-терское происхождение. Показательно, что общество Гуной (Веденский район Чечни) упоминается у Н. Витзена в 1664 г. в списке владений, находившихся в ленной зависимости тарковского шамхала и кумыкского князя из Эндери.
При этом считается, что постоянное чеченское население в районе городища Чечень, использовавшегося, вероятно, и казаками до середины XVII в., появляется лишь в 1665 г. Однако образование владения Турловых по нижнему течению р. Аргун и в пределах селений Атаги, Герменчук, Чечен-Тала относится к первой половине XVII в., а в 1659 г. потомки Турловых - Алихан, Алибек и Хочбар - упоминаются как владетели "земли Чачана".
О том, что послужило непосредственной причиной переселения будущих чеченцев на восток (см. выше), свидетельствуют факты, сообщаемые А.-К. Бакихановым, согласно которым "эмиры Андреевой убили двух родственников Гумбетовского и Аргунайского эмира, считавшего себя отраслью хана Аварского (в другом месте -"которые в Гумбете и Аргуне владели горами и одной деревней чагах (невольники)..."[чагар]). Из этого произошла долговременная вражда, которая кончилась тем, что нижняя часть Мичикич, как-то: Чечен-Тала, Герменчук-Шали, Атака и проч., отошли во владение Терлав, родственника убитых. Терлав населил эти места жителями Нашшага (верхняя часть Чечни)...".
Установлено, что само название фамилии Турловых имеет древнетюркское (булгарское) происхождение, как и некоторые части ее именника, в числе которых известны тюркские (кумыкские) и иные ориентальные элементы. При этом показательным следует считать и то, что вышеупомянутый антропоним Хочбар с позиций тюркских языков может быть интерпретирован как "удалой, смелый (а)бар" (авар), ибо его первая часть хоч-, восходящая к пратюрк. *къоч "баран", имеет в азербайджанском и туркменском языках значение "удалец" и представлена в кумыкском къоч-чакъ (мужественный, героический, смелый). Переход начального *къ->х оказывается характерным для волжско-булгарского языка VIII-XII вв, и булгаризмов венгерского, что позволяет квалифицировать аналогичным образом и данное имя.
Династия Турловых являлась, по всей видимости, тюркской (кумыкской), как о том свидетельствует, в частности, и тюркское имя отца родоначальника чеченской ветви этого рода - КаракишиМухаммад, сын Айдемира, (Магомет Айдемиров) носил прозвище Мамаш, известное кумыкскому языку. (досл, "черный человек"), известного в русских источниках как "черный князь", владевший "Черной землей". С точки зрения тюркской географической терминологии, черный цвет (кара) обозначает север, где по отношению к Аварскому ханству и находился Гумбет. Кроме того, упоминаемый в документах 40-60-х гг. XVIII в.
Показательным в рассматриваемом смысле является то, что имя вышеупомянутого Меда, считавшегося кумыком из общества Кейн-Мохк, встречается в числе фамилий трех бывших ингушских селений, расположенных на пространстве от Терского ущелья выше с. Верхний Ларс до Столовой горы (Северная Осетия), - Медаровых, Медоевых (Медовых) в с. Таргим на р. Ассе, Медаровых и Медовых среди прочих фамилий, считающихся инкорпорированными в ингушскую среду. При этом форма Медар по закономерностям вайнахских языков могла быть усвоена из тюркского источника тув. мадыр (герой, богатырь), восходящего к обще-межтюрк. батыр (герой), а затем из нее образовался вариант Мед. Ср. в последнем отношении название медовеевцев (адыг. - мудвэй, мдажьуи), одного из подразделений южных абазин, живших на южных склонах Кавказского хребта, а Кей предположительно может быть возведено к др.-тюрк. кеIек (1.олень, лань; 2.дикий, мифический (?)) пратюркского характера.
Однако в чеченских илли - героико-эпических песнях, датировку наиболее старых из которых можно отнести, как уже отмечалось, ко второй половине XVII или к началу XVIII века и чье обозначение восходит к араб. иль-Алла в известной исламской формуле единобожия (последняя могла распространиться здесь не ранее принятия ислама, имевшего место на территории Восточной Чечни в предгорных Чечне и Ингушетии в XVI в., горной Чечено-Ингушетии - в XVII-XVIIII вв., когда и началось переселение на плоскость), говорится лишь о владельце Чечена Алхане Турлове.
Последнего представляется возможным отождествить с упоминаемым И.А. Гильденштедтом одним из внуков убитого чеченами (!) князя округа Чечен Хасбулата Турлова - Алхана, который в 1773 г. еще был юношей (ср. в перечне кабардинских и кумыкских (!) феодалов, пожалованных землями в 1863-1864 гг. в Надтеречном наибстве Чечни, Турло Алханова, сына, по всей видимости, вышеупомянутого Алхана Турлова).
Обращает на себя внимание и то, что среди героев чеченских илли - представителей соседних народов - называются не просто кумыки, а "тарковские юные молодцы" (таркхой жима кIант). Это отразилось в их названиях: "илли о тарковском молодце казаке, сыне вдовы, Актоле, сыне Джумы", "илли о тарковском молодце и сыне вдовы" и "илли о кабардинце Солее, вдовьем сыне и тарковском молодце", а также о чеченском названии Каспийского моря - Таркхойн хIорд. Этноним Гумкхи(й) (кумык, кумычка) используется лишь во второй из упомянутых песен в связи с кумыкскими женщинами, которыми сшита одежда героев. Именно к нему - сыну вдовы - в западночеченское с. Гехи, впервые упоминаемое в 1745 году как находящееся под управлением кумыкских аксаевских князей, приезжает "тарковский добрый молодец". Возникновение этих песен действительно могло иметь место не ранее времени, когда в первой половине XVII в. оформляется конфедерация кумыкских княжеств под сюзеренитетом шамхалов Тарковских, подданные которых и именовались, по всей видимости, еще в это время тарковцами в Чечне, если иметь в виду, что, как уже отмечалось, образование этого государства относится к 1442 году.
Учитывая то обстоятельство, что во втором из вышеназванных илли о тарковцах упоминается огнестрельное оружие, появление которого на Северном Кавказе относится к XVII-XVIII вв., а в первом - военно-административная лексика, можно предположить, что действие в них имеет место не ранее XVII-XVIII вв., когда в Чечне стала известна русская военная администрация. При этом представители отождествляемого с ними тайпа Таркхой, а также отчасти Пумкхий оказываются известными практически во всей нынешней равнинной и предгорной Чечне, преимущественно в восточной ее части и являются потомками прежнего тюрко- (кумыкско-) язычного населения указанных областей, именуемого в русских документах XVI-XVIII вв. под названием Мичкиз (Минкиз). В данном этнониме -з является показателем множественного числа в тюркских языках и встречается также в составе таких наименований в Дагестане, как лакз и хунз, что указывает на его распространенность именно в древних тюркских языках Северо-Восточного Кавказа, а корневая часть, представленная в упоминаемом А.-К. Бакихановым этнониме "мичикич", означает "внутренность расселины" и связана, тем самым, с горным рельефом.
Источник:
Исторические связи народов Дагестана и Чечни.
Научно-практическая конференция. Тезисы докладов.
Махачкала, 2006. С. 11-16. www.kumukia.ru : 08/04/2006
АСТРАХАНЬ. В Астрахани, несмотря на праздники, ремонтируются дороги
АСТРАХАНЬ. Игорь Бабушкин: С начала 2024 года астраханская санавиация совершила более 40 вылетов
МИД Казахстана: Армения и Азербайджан подтвердили участие в переговорах в Алма-Ате
Госдеп: Мы продолжаем верить, что мир между Арменией и Азербайджаном возможен
Арарат Мирзоян провел рабочее совещание с сотрудниками посольства Армении в Дохе
АЗЕРБАЙДЖАН. За что Франк Швабе из ПАСЕ пытается наказать Азербайджан?
ЧЕЧНЯ. Цуьнан ц1ена нигат дара нохчийн меттан марзо вайга кхачор
ГРУЗИЯ. Закон об иноагентах принят парламентом Грузии во втором чтении
АЗЕРБАЙДЖАН. Азербайджан, Казахстан и Узбекистан заключили меморандум об интеграции энергосистем
АЗЕРБАЙДЖАН. В Баку стартует первый экономический форум тюркоязычных стран
АЗЕРБАЙДЖАН. Ильхам Алиев: Азербайджан и Армения движутся к миру
ГРУЗИЯ. Демонстранты забаррикадировали вход в парламент Грузии
ГРУЗИЯ. Шествие против закона об иноагентах проходит в центре Тбилиси
РОСТОВ. Ростовчанам починили крышу и возместили ущерб после вмешательства прокуратуры
РОСТОВ. Дончанам рассказали о новом формате акции «Бессмертный полк» в 2024 году