Исходя из результатов исследований, на Кавказе были десятки, а возможно – сотни людей с этим именем. Но имя это было титульное,, а не собственным. За каждым «Абу-Муслимом» скрывалось реальное имя человека. Предводитель, по-видимому, удостаивался этого титула за религиозные войны или войны под религиозными лозунгами.
Судя по всему, имя стало популярным благодаря восточным произведениям, восхвалявшим биографию Абу-Муслима аль-Хурасани (718–755) – лидера антиомеййадского восстания в Хорасане, агитировавшего за Аббасидов (Аббасиды и Омеййады – династии арабского Халифата).
Упоминание Абу-Муслима в кавказских нарративах вовсе не значит, что речь идет о событиях 8-го века. К примеру, в 16-м веке Абу-Муслимом называли казикумухского шамхала Чобана бин Алибека; есть сведения, которые, однако, пока еще требуют доказательств, что так называли ГIада-шейха ал-Макачи; также этим именем называли деятеля 16–17 веков – Тучелава Бурхан-уд-Дина.
В 19-м веке так звали тарковского шамхала Абу-Муслим-хана (1797–1860). Неудивительно, что в хрониках, с которыми приходится работать, мы часто встречаем это имя при описании событий различных столетий. Это не телепортация, не машина времени и не долголетие героя – это популярная в суфийско-газийской среде Кавказа титулатура.