ДАЙДЖЕСТ: |
Национальному музею Чеченской Республики переданы уникальные экспонаты. Музейная коллекция холодного оружия пополнилась кинжалом и шашкой известного чеченского мастера – клиночника конца XIX — начала XX века из села Толстой – юрт (Девкар-Эвла) Чиллы Муртазалиева.
Бесценные предметы в дар чеченскому музею переданы ингушским бизнесменом из Москвы Алиханом Харсиевым.
Известный факт, клинки чеченского мастера Чиллы Муртазалиева пользовались большой популярностью на всем Кавказе и не только. Работы чеченского мастера-оружейника отличались высоким качеством и красотой оформления. Наряду со многими другими селами Чечни, славившимися своими мастерами холодного оружия, центром кузнечного производства было и селение Толстой – юрт, с которым связаны имена известных чеченских мастеров холодного оружия Муртаза-Али и Чилли.
Как рассказывает электронное издание «Оружие народов Кавказа», кабардинский князь Девлет-Гирей, участвовавший вместе с чеченцами в строительстве Девкар-Эвла, хотел дать аулу свое имя. Жители не согласились с этим, оказали сопротивление князю и пришедшему ему в помощь русскому отряду, у которого была еще и пушка. Жена мастера Муртаза (он жил между 1750 и 1854 гг.), ждала ребенка и находилась во время осады села в своем дворе под елью, картечь из пушки попала в дерево, оно упало на женщину. Она долго болела и уже прикованная к постели, родила мальчика, названного Муртаз-Али. О мальчике говорили: «Ель выдержал» (по-чеченски — «База-лай»). Это прозвище превратилось в его второе имя. Мальчик рос смелым и любознательным, он учился у своего отца ремеслу изготовления холодного оружия. Муртаз увидел, что юноша достиг достаточной степени искусства, и предложил ему ставить имя Базалай на клинке и эфесе, но Базалай ставил свое имя, впоследствии, только на клинке. Об этом свидетельствовали старики селения Девкар-Эвла, имевшие такие кинжалы. К сожалению, в 1944г., во время выселения чеченцев, все это оружие было конфисковано.
В этом селении проживал еще один мастер по имени - Бейтмурза, который, чтобы придать своим изделиям большую ценность, выбивал на своих клинках имя Базалая. Его подделки были выявлены, когда один из недовольных покупателей принес клинок работы Бейтмурзы настоящему Базалаю и тот не признал его своим изделием.
Бейтмурза был также мастером огнестрельного оружия, чьи ружья пользовались спросом у горцев. В 1820 г. в холодный месяц зимы, который у чеченцев называется «Чилли», у Базалая родился сын, его назвали Чилли. По чеченскому поверью, мальчик, родившийся в этот период, должен быть храбрым, стойким, знаменитым, уважаемым, настоящим джигитом. Чилли научился ремеслу у отца. Сначала он работал по заказу ограниченного круга лиц и не подписывал оружие своим именем. Кроме клинков он изготовлял серебряные рукоятки и ножны, украшая их чеченским орнаментом. Головку рукояти он нередко делал в форме открытой пасти льва или волка — чеченского символа храбрости. Чилли имел брата Махма, также мастера холодного оружия. Когда умер их отец, Чилли для увековечения его памяти стал подписывать клинок не только своим именем, но и именем отца —«Базалай Чилли».
Слово «Базалай» впоследствии приобрело в народе значение высшей марки стали. В горах шла молва о том, что «Базалай сталь» лучшая из всех сталей.
Изделия Чилли получили также очень высокую оценку. Его сталь в народе называлась «Чилли буолат», т.е. лучшая сталь Чилли. Однако, ни Базалай, ни Чилли не производили выплавку стали; они получали готовую сталь от русских и чеченцев, привозивших ее из Дамаска, выковывали из нее изделия и особым образом закаливали. Эта закалка и придавала стали особое качество.
По рассказу внука Чилли (годы жизни мастера Чилли 1860 — 1910гг.), он был уже известным клиночником, когда, примерно в 1890 — 1893 гг., переехал во Владикавказ по совету одного офицера-осетина, для которого он изготовил шашку и кинжал. Во Владикавказе Чилли открыл небольшую мастерскую и, вскоре, приобрел известность, особенно среди офицеров. Он выполнял заказы военных и гражданских лиц Владикавказа, Тифлиса, Петербурга.
Чилли, единственного мастера-оружейника, упомянул в «Очерках кустарных промыслов Тверской области» Г.А.Вертепов, отметивший, что во Владикавказе «известен некий Чилли, кинжалы которого с вороненым лезвием обладают необычайно высокими достоинствами, однако, малодоступны по цене (от 15 до 25 р.) и поэтому не находят себе широкого сбыта».
Известно, что Чилли подарил шашку и кинжал начальнику Терской области генерал-лейтенанту Казанову. Затем, такой же комплект он изготовил для наместника Кавказа Воронцова-Дашкова и, потом, для Николая II.
За высокое качество работы Чилли получил в награду от начальника Терской области позолоченный чайный сервиз и право ношения огнестрельного оружия, от Воронцова-Дашкова золотой медальон с цепью, а от Николая II — золотые швейцарские часы с надписью «Известному кавказскому мастеру по изготовлению холодного оружия Чилле Муртазалиеву».
АЗЕРБАЙДЖАН. Байрамов исключил возможность встреч между Баку и Ереваном до декабря
Ю.ОСЕТИЯ. Почему в Евросоюз больше не верят? | Алексей Наумов. Разбор
ВТБ вернул пенсионерам более 100 млн рублей, похищенных мошенниками
ИНГУШЕТИЯ. В с.п. Южное Малгобекского района открылся новый ФАП
АДЫГЕЯ. Предпринимателей обеспечат господдержкой в промпарке «Энем»