ДАЙДЖЕСТ: |
автор: Тамара Юнусова
Все что случилось с чеченцами и ингушами на изломах двух последних веков, - трагедия, последствия которой ощущаются по сей день. Если сказать образно, все это вместе взятое напоминает долгое прощание двух братьев на неровной, полной опасностей дороге, уходящей далеко за горизонт. Старшему брату предстоит остаться, младшему – отправиться в странствие.
Они крепко обнимаются, будто прощаются на всю жизнь, и младший брат уходит на поиски личного счастья. Но через какое-то время вдруг останавливается, словно в раздумье, бросает взгляд назад и видит преданного брата, так и не тронувшегося с места. Но, совладав с нахлынувшими чувствами, он продолжает свой путь. И никто из них еще не знает, кого какая доля ждет в расставании на долгом пути, какие вызовы жизни им поодиночке предстоит выдержать… Останься они вместе, став плечом к плечу, они бы, быть может, сами бросили вызов судьбе…
Об этом и многом другом интервью главного редактора газеты «Молодежная Смена» Тамары Юнусовой с известным журналистом, публицистом и общественным деятелем, соавтором самой обсуждаемой в последние дни книги «В поисках национальной идентичности» Хамзатом Умхаевым.
- Хамзат Салманович, во-первых, разрешите выразить Вам благодарность за любезно предоставленную возможность эксклюзивной публикации в «Молодежке» избранных глав Вашей книги «В поисках национальной идентичности», на тот момент еще не вышедшей в свет. Когда и как родилась идея написания столь монументального исторического исследования, в придачу на такие актуальные темы, как национальное самосознание, вопрос вайнахского этноединства и исторических границ? Ведь очевидно же, что этот труд не дань конъюнктуре, и писался он не год и не два.
- После распада единой Чечено-Ингушской АССР в начале 90-х годов прошлого века, из-под пера некоторых ингушских исследователей стали выходить издания, фальсифицирующие историю чеченцев и ингушей, а также всего Северо-Кавказского региона. Отдельные ингушские псевдоученые договорились до того, что чеченский народ якобы сформировался в результате смешения маргинальной части ингушского народа с окружающими его народами. И что интересно, обо всем этом пишут представители той части вайнахских обществ, которая на момент искусственного отделения от своей основы – чеченского народа (накануне Кавказской войны), составляла всего лишь его десятую часть.
Все эти издания, в силу известных нам событий в Чеченской Республике конца XX - начала XXI столетий, оставались без соответствующей оценки со стороны ученых из нашей республики. Было всего лишь несколько статей, напечатанных в ряде чеченских газет, которые, из-за отсутствия тогда в республике нормально функционирующей системы распространения периодической печати, практически не доходили до своих читателей. Таким образом, абсолютное большинство чеченцев, до последнего времени, было в полном неведении по поводу клеветнических измышлений отдельных ингушских «ученых» в свой адрес.
Мифические исторические изыскания националистически настроенных «научных» деятелей из братской республики сформировали у определенной части ингушского населения абсолютно не соответствующие действительности представления об этногенезе чеченского и ингушского народов, характере их взаимоотношений, принадлежности отдельных нахчийских обществ к тому или иному вайнахскому народу. Кроме того, были выдвинуты территориальные претензии, в том числе и на культурное и духовное наследие чеченцев.
Необходимо было поставить на место зарвавшихся лжепатриотов и в максимально доступной и популярной форме рассказать, что и как было на самом деле. Что мы и постарались сделать, опираясь на труды, как известных зарубежных, царских, советских исследователей, так и современных российских ученых.
Естественно, работа была написана не в один день и не была данью конъюнктуре. Она была начата за несколько лет до начала последнего (очередного) всплеска эмоций по поводу территориального разграничения между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия.
- По мере того, как Вы погружались в эту объемную и не простую тему, какие открытия Вы делали для себя? Не казалось ли Вам, что все возвращается, или вернется, на круги своя, то есть к истокам?
- Чем обстоятельней знакомишься с историей вайнахского народа, тем больше убеждаешься в том, что чеченцев и ингушей самым банальным образом развели. Естественный процесс выселения разрозненных горных вайнахских (нахчийских) обществ на плоскость и формирования из них единого народа был искусственно прерван вторжением царских войск на Кавказ. Религиозная разобщенность между абсолютным большинством нахчийских обществ, принявших ислам и объединившихся в один народ, и несколькими западными вайнахскими обществами, придерживавшимися язычества, явилась той ахиллесовой пятой, которой не замедлили воспользоваться наши противники. По известному имперскому принципу «разделяй и властвуй», часть западных вайнахов была отделена от своих собратьев и с целью противопоставления их чеченцам названа ингушами.
Но, вопреки всему, чеченцам и ингушам однажды был предоставлен шанс для объединения, которым они не воспользовались. Чечено-Ингушская Республика была идеальной площадкой для конвергентного (сходного) развития двух частей одного народа. Идея создания единого «общечеченского» литературного языка Заурбека и Дошлуко Мальсаговых была одной из главных составляющих такого развития. Но сделать это мы не смогли. Проект был зарублен нашими же руками. Конечно же, не без помощи из центра.
Представится ли нашим народам такая возможность еще? Или наши народы уже прошли так называемую точку невозврата? Не знаю. Но хочется верить, что все еще может вернуться, как вы выразились, на круги своя.
- Насколько отразилась на «нерве» книги «пограничная» полемика, затеянная ингушской блогосферой в социальных сетях, заявления и «оригинальные» научные выкладки ингушских историков? Чем можно объяснить взвешенную позицию чеченских ученых, политиков, одним словом, политкорректность активной части чеченского общества?
- Истерика, развернутая в интернете ингушскими блогерами - всего лишь концентрированное выражение той массированной националистической пропагандистской кампании в различных книжных изданиях и СМИ, проводимой в Республике Ингушетия за последние 20 лет. Что можно было ожидать от ингушских пользователей всемирной интернет-сети, если они изучали историю по учебному пособию Н.Кодзоева «История ингушского народа», совместного творения А.-М. Дударова и того же Н. Кодзоева «К древней и средневековой истории ингушей», или выпущенной Ингушским научно-исследовательским институтом гуманитарных наук им. Ч. Ахриева «Истории Ингушетии»? Если они воспитывались на таких произведениях, провозглашающих национальную исключительность ингушей, как «Эздел – формула земной и вечной жизни» И. Абадиева или «Эздел – ингушская этика» А. Танкиева? Если их кумирами в политике были не истинные патриоты чечено-ингушского народа Идрис Базоркин или Руслан Аушев, а самые настоящие раскольники Беслан Костоев и Бембулат Богатырев?
А взвешенная позиция чеченских ученых и политкорректность респондентов с чеченской стороны объясняется отсутствием у них каких-либо комплексов и абсолютной уверенностью в своей правоте.
- Вот уже месяц, как «Поиски» вышли в свет, их внимательно читают, активно обсуждают, комментируют в чеченских интеллектуальных кругах. Скажите, а знают ли о выходе книги Ваши ингушские оппоненты? Если да, то какова их реакция?
- О выходе книги наши оппоненты, конечно же, знают. Сам председатель Парламента Чеченской Республики Дукуваха Абдурахманов подарил несколько десятков экземпляров нашего исследования депутатам Народного Собрания Республики Ингушетия. К тому же, вот уже второй месяц издание распространяется не только в Чечне, но и на территории соседней республики.
Что же касается реакции с их стороны, то ее пока нет. Возможно, где-то что-то и было, но, во всяком случае, мне об этом ничего неизвестно. В марте месяце мы намерены провести читательскую конференцию по данной книге, на которую обязательно пригласим и гостей из Ингушетии. Там и узнаем их реакцию на выход в свет нашей работы.
- Мы знаем, как трудно сегодня писателю, даже маститому, не бизнесмену, чаще безработному, издать свое детище. С помощью кого смог состояться выпуск книги?
- Книга вышла благодаря активной поддержке со стороны Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике Нурди Нухажиева. Он, как известно, является соавтором издания. Необходимо отметить, что в соавторстве с Н. Нухажиевым были также изданы такие книги, как «Депортация народов: ностальгия по тоталитаризму», «Записки «глухонемого» и ряд других изданий.
- Вы посвятили «Поиски» памяти своего старшего брата, безвременно ушедшего из жизни Лечи Умхаева. Он был блестящим политиком, великим патриотом своего народа, честным и мужественным человеком. Хамзат Салманович, а насколько сам Леча интересовался вопросами исторической судьбы чеченцев и ингушей?
- Леча не только интересовался вопросами истории и современной жизни чеченцев и ингушей, но посвятил этому делу всю свою жизнь. Будучи патриотом своего народа, он одинаково близко принимал к сердцу, как боль чеченцев Дагестана, до сих пор не возвратившихся к своим родным очагам, так и боль ингушей, борющихся за справедливое решение вопроса принадлежности Пригородного района. Об этом свидетельствует его активная деятельность, как депутата Верховного Совета ЧИР, в самом начале 90-х годов прошлого столетия по взаимосогласованному решению вопроса Пригородного района между Чечено-Ингушской и Северо-Осетинской республиками. Накануне развала бывшего Советского Союза, он, в составе различных депутатских групп несколько раз выезжал в Северную Осетию для переговоров с осетинской стороной. И надо признать, что тогда этот вопрос, как никогда был близок к своему справедливому решению. Но непомерные амбиции руководства большинства ингушских общественных организаций, требовавших все и сразу, сорвали переговорный процесс.
Будучи убежденным сторонником единства наших народов, Леча с болью в душе воспринимал провокационные действия отдельных ингушских общественных и государственных деятелей, ведущие к дальнейшему расколу между чеченцами и ингушами. В обращении Парламента Чеченской Республики к ингушскому народу, проект которого был подготовлен им, говорилось о целесообразности объединения двух братских республик. Вместе с тем, в случае отказа ингушей от объединения со своими братьями – чеченцами, Леча настаивал на необходимости жестко придерживаться административной границы между Чеченской Республикой и Республикой Ингушетия, которая была на момент объединения двух автономных областей в 1934 году.
- Переворачивая страницу за страницей «Поисков», в моем воображении возник и другой образ, в котором наши братья-ингуши предстали оторвавшейся от величественной горы скалой, понесшейся с высоты вниз, теряющей точку опоры, уменьшаясь в своей массе и силе под натиском центробежных сил. Но едва почувствовав твердую почву, решающей оспорить первородство с гранитным исполином... Может, это говорит о том, что, в отличие от чеченцев, определенная часть ингушского общества не в мыслях, ни сердцем не ощущает родства с чеченцами? Да и само слово «вайнах», чего уж скрывать, чеченцы произносят чаще, чем ингуши. Почему, на Ваш взгляд, стало возможным такое? Отчего всего за каких-то 2-3 века «зов крови» дал сбой?
- Все, что связано с разрывом между чеченцами и ингушами, не является следствием естественного исторического процесса. Абсолютное большинство чеченского и ингушского народов не сомневается в единстве наших народов и общности исторических судеб вайнахов. Так что, на самом деле, отсутствия ощущения родства с чеченцами у ингушей (так же, как и у чеченцев с ингушами) нет и «зов крови» сбоя не давал. Свидетельством тому является история взаимоотношений наших народов последних лет.
Но вопросы этнического и политического единства чеченцев и ингушей – это совсем разные вещи. Политическое единство зависит не только от устремлений и воли наших народов. Как говорят чеченцы, «не во всем виноват волк, тут и медвежьи следы видны» (Ша болу бехк берзан а бац, чан лараш а ю кхузахь гуш).
Другое дело, что два века раздельного существования наших народов не прошли даром. Сменилось 6-7 поколений людей, которым буквально вдалбливали мысль, что они отдельный от чеченцев народ, со своей, отличной от своих собратьев, судьбой. Практически один народ - чеченцев и ингушей - определили в разные административно-территориальные образования, которые впоследствии стали отдельными республиками. В каждой республике сформировалась своя, прямо заинтересованная в наличии собственных республик чиновничья каста. У оторванного от своей основы ингушского народа, под влиянием соседних народов (осетинского, кабардинского), со временем сложились некоторые, отличные от чеченских, обычаи и традиции. Но, все-таки, общего у наших народов несравнимо больше, что, вопреки всему, и сдерживает окончательный раскол между чеченцами и ингушами.
- Вы знаете, некогда у каждого члена нашей когда-то большой семьи были очень близкие друзья-ингуши. И нам никогда не приходило в голову, что этнически мы разные. Многие из них остались жить в Грозном, но основная часть, конечно же, уехала. Мы часто созваниваемся, с ностальгией вспоминаем наше общее прошлое, если повезет, и общаемся. Скажите, а у Вас есть друзья в Ингушетии?
- Да, у меня немало знакомых и друзей в Ингушетии, которых я знаю еще со времен совместной учебы в Чечено-Ингушском государственном университете, а затем и Академии государственной службы в городе Ростове-на-Дону.
Есть даже прямые родственники: двоюродный брат и дядя (ден шича). Дело в том, что моя бабушка (денана) была из чеченского орстхойского рода «галай». Проживающий в Слепцовской мой ден шича является выходцем из этого рода. Кроме того, одна из наших снох является ингушкой. Так что, кто бы, что не говорил, чеченцы и ингуши неразрывно связаны друг с другом тысячами нитей, разорвать которые, практически, невозможно.
- И еще, если позволите, несколько коротких вопросов в одном. Когда состоится презентация Вашей книги; можно ли будет приобрести ее в книжных магазинах; и планируется ли дополнительный тираж, исходя из резонансности «Поисков национальной идентичности»?
- Предположительно презентация книги состоится в конце января. А приобрести ее можно в офисе Уполномоченного по правам человека в ЧР. Что же касается дополнительного выпуска книги, то об этом речь может идти только после распространения существующего тиража. А он для масштабов нашей республики достаточно солидный – 5 тысяч экземпляров.
- Спасибо Вам большое за интервью. И новых творческих удач Вам.
- Спасибо и вам за интересные вопросы.
От редакции.
Когда верстался номер, от читателя «МС» поступил звонок, что в Ингушетии изымаются из продажи тиражи книги «В поисках национальной идентичности» и последнего номера общекавказского журнала «Дош». На недоуменный вопрос продавцов печатной продукции конфискаторы лаконично пояснили: «На то есть указание».
В связи с этим как не вспомнить 2005-2006 гг., когда прямо в центре г. Грозного, в частности, на проспекте Победы, с открытых лотков местному читателю предлагались «исследования» Абадиева и Кодзоева. Как не удивительно на первый взгляд, чеченцы их покупали, читали и снисходительно удивлялись «кудрявому» воображению своих ученых соседей. Никто эти «братские приветы» ни тогда, ни позже не предал анафеме, не устроил им аутодафе, напротив, они до сих пор благополучно почивают в личных библиотеках чеченцев.
![]() |
ЧЕЧНЯ. ВСУ столкнулись с острым дефицитом FPV-дронов на фоне роста производства в России
Ипотека в России: спад на 44%, господдержка — основной драйвер
ЧЕЧНЯ. Рамзан Кадыров исполнил заветную мечту жителя села Алхан-Кала в рамках акции «Пост желаний»
ЧЕЧНЯ. Канадским школьникам рассказывают, что термин «семья» — вредный и расистский
ЧЕЧНЯ. Библиотека имени Гайдара в Грозном была больше, чем хранилище книг
ЧЕЧНЯ. Мы_Честно_Скажем: как проверить штрафы ГИМС МЧС России