Сталинский режим к началу войны с нацистской Германией сфабриковал коллаборационизм вайнахов. На самом деле, тезис - тактическая уловка: сначала объявить, а потом обвинить…
Чечено-ингушская территория не была оккупирована, и солдат вермахта здесь даже в розовых снах не видели.Миф придуман для оправдания депортации вайнахов в среднеазиатские республики и Казахстан. Начало апокалипсиса - 23 февраля 1944 года. Свидетельства подтверждают казни немыслимой жестокости. Все они имеют своих «активистов», организаторов и заказчиков, уходящих на самый верх власти. Впрочем, повинны в них также США, Запад и другие «не видевшие, не слышащие и не знавшие».
Людей перевозили в скотских вагонах. Не все выдерживали мучения. Во время редких остановок конвоиры выкидывали трупы. Члены одной семьи были отделены друг от друга, и большинство никогда больше не видели друг друга. На фронтах десятки тысяч вайнахов показывали примеры мужества и героизма. Несмотря на это, их снимали с передовых и отправляли к изгнанным соплеменникам.
В спецпоселениях раз в две недели приходилось регистрироваться в комендатуре. Передвигаться разрешалось в пределах трёх километров. На большие расстояния, требовался документ.
Пропаганда изображала депортированных как мятежников, предателей, бандитов и дикарей.
Стигматизация свою роль сыграла: местные жители относились к прибывшим с настороженностью. Хотя, очень скоро сложился определенный «модус вивенди».
Депортация изменила генофонд нации: вместо стройных, изящных горцев родились слабые и больные дети. Пожилые и немощные мечтали умереть на земле предков, но дотянули не все. С 1944 по 1948 год (наиболее ужасный период!) погибло от 14,6% до 23,7% изгнанников. (Н.Ф. Бугай. «Иосиф Сталин - Лаврентий Берия: Их надо депортировать» - документы, факты, комментарии. г.Москва, «Дружба народов», 1992 г., с.264-265).
В целом же, по мнению историков, смертность за всё время высылки выросла до 50%. Многие умерли от холода, голода и эпидемий. В их числе - знатоки чечено-ингушской истории, фольклора, эпоса, хранители традиций, знаменитые мастера по металлу. И это была огромная демографическая потеря для вайнахского этноса.
Картографам поручено стереть всю информацию о Чечено-Ингушской АССР. Вместо нее создан Грозненский округ в составе Ставропольского края, позднее преобразованный в Грозненскую область. Сельские районы присоединены к Дагестану и Северной Осетии, некоторые отошли к Грузии. Примечательный факт: вайнахов депортировали, а евреев нет. Но они, в отличие от других, не грабили чужие жилища, не тронули ни одной вещи.
На обезлюдевших пепелищах агитпроп занялся осквернением памяти. История вайнахов переписана. Практически все культурные и религиозные памятники уничтожены. Но зато в Грозном, на улице Чернышевского, в 1949 году по указанию Берии был восстановлен и оставался до 1989 года бюст генералу Ермолову. На чугунных плитах ограждения цитата: «Народа сего под солнцем нет подлее и коварней. Алексей Ермолов о чеченцах». Сталинский «инжиниринг» с перекройкой территорий, возведением на пьедестал кровавых идолов заключался в том, чтобы нацменьшинства не могли совместно противостоять центральной власти. Кстати, подобные вмешательства в демографическую структуру и культурную ткань жизни до сих пор рикошетят этноконфликтами и разгулом террора.
Вайнахи 9 января 1957 года были реабилитированы, но по умолчанию считались изменниками, «ненадежными элементами». Их депортация как бы «не-событие» в советской истории. Трагедия табуирована (кроме случаев оправдания!) до конца 1980 годов. Под строгим запретом также мероприятия, напоминающие о ней. И это сильно повлияло на историческую память вайнахов. Трагические воспоминания о депортации передавались через семью из поколения в поколение.
Указ 1989 года Президиума Верховного Совета СССР о реабилитации депортированных народов – акт символический, поскольку не содержит конкретных мер реализации. И как итог, к началу 1990 годов интерпретация фактов и воспоминания о депортации впервые были сформулированы как претензия на независимость. Так часто происходит спустя десятилетия…
И две чеченские войны здесь можно объяснить как отложенный акт воздаяния за нанесенную обиду.