ВОЛГОГРАД. − Я пришел сюда с портретом моего отца Груздева Николая Гавриловича, − рассказал волгоградец
Владимир Николаевич Груздев. − В 1942 году отец в возрасте семнадцати лет ушел на фронт из Киквидзенского района и прошел с боями пол-Европы до Берлина. Служил поначалу в разведке, потом после ранения был переведен в артиллерию. Был награжден орденом Славы, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и «За взятие Берлина».
− После войны отец в деревне трактористом работал. Последние сорок лет прожил в Иловлинском районе. Был там на хорошем счету, все его уважали. У него было множество почетных грамот, много раз о нем рассказывала иловлинская районная газета. Одна из статей, например, называлась «
Общественный дед». Это потому, что он ни от какого дела в стороне не оставался, всем старался помочь.
− Это мой родной дедушка Гутников Петр Дмитриевич, − говорит волгоградец
Алексей Гутников . – На фотографии он молодой, ему всего двадцать лет здесь. Дед почти всю войну прошел. Родился он в Свердловской области, был летчиком бомбардировочной авиации. Погиб дед 8 мая 1945 года, один день не дожив до Победы…
Волгоградка
Галина Григорьева рассказал о своем дяде Григорьеве Василии Павловиче.
− В сорок первом году дядю призвали на фронт. Он был моряком Черноморского флота и там, как сообщили родственникам во время войны, пропал без вести. Я обращалась с запросом в военный архив. Там мне помогли выяснить, что дядя мой не без вести пропал, а погиб при обороне Севастополя. А на втором портрете, с которым я сюда пришла, мама моя Мария Павловна Григорьева. Она была тружеником тыла. Во время войны участвовала в строительстве оборонительных сооружений под Сталинградом.
Участница шествия «Бессмертного полка»
Татьяна Проскуренко принесла с собой на эту акцию сразу четыре портрета родных.
− На двух из них запечатлены два моих дедушки, − пояснила Татьяна Владимировна. − Вот мамин отец, Воронко Иван Тихонович. А это папин отец, Виктор Петрович Гайченко. На двух других портретах − два моих дяди, Воронко Григорий Иванович и Воронков Иван Иванович. Оба они были рядовые. Иван Иванович погиб в сорок первом году на Днепре. Григорий Иванович служил в обозных войсках маршала Рокоссовского.
О папином отце, Викторе Петровиче Гайченко, я, к сожалению, ничего не могу рассказать. Сведений о нем, где он служил и где погиб, в нашей семье не сохранилось – остался лишь этот портрет…
Марина Асликян пришла на акцию «Бессмертный полк» вместе с дочерью Кристиной и внучкой Полиной.
− На фотографиях, которые я принесла, − рассказала Марина Евгеньевна, − мои деды: Самохин Иван Афанасьевич и Поцелуйко Алексей Андреевич. Оба они не вернулись с войны. Иван Афанасьевич служил в пехоте рядовым. Умер он от ранения в госпитале в городе Владимире в сорок втором году. Алексей Андреевич пропал без вести в сорок четвертом году. Он попал в плен в звании лейтенанта на Курской дуге. После освобождения из плена был разжалован в сержанты. В этом звании он и пропал без вести. Где именно – не знаем, поиски ни к чему не привели.
− Меня зовут Юрий Хамитович Губайдуллин, − представился нам мужчина в полевой военной форме. – А на портрете, который я принес с собой, − дед мой Губайдуллин Габдухай. Родом он был из Казани, служил в пехоте пулеметчиком. Прошел сначала Финскую войну, потом – Великую Отечественную. После Победы думал, что теперь уж поедет домой, но был направлен в Китай, сражаться там с японцами. Так что, выходит, три войны прошел. После войны в Башкирии дед встретил свою будущую супругу Халиму, с которой довелось ему прожить более шестидесяти лет. Умер дед в 1987 году в возрасте восьмидесяти четырех лет в Курганской области.
Зинаида Павловна Бирюкова приехала в Волгоград для участия в шествии «Бессмертного полка» из Амурской области, из города Свободного.
− Отец мой гвардии старший сержант Немилостливый Павел Григорьевич, − рассказала она, − был призван в армию из Амурской области в 1942 году. Сразу попал под Сталинград. Служил в войсках связи, прошел с боями всю войну от Сталинграда до Берлина. После Победы продолжил служить в роте почетного караула в Германии, в городе Нюрнберге. Видел там живого Геринга во время суда над фашистами.
Как-то во время войны девять связистов один за другим ушли по боевому заданию на восстановление оборванной линии связи и поочередно погибли. Настала очередь и моего отца. И он решил задачу – связь была им восстановлена!
Отец был награжден орденом Красной Звезды, орденом Славы третьей степени, медалями «За оборону Сталинграда» и «За взятие Берлина». Со своим фронтовым другом, Селиным Иваном, они долго считали друг друга погибшими. Встретились почти случайно в 1967 году, в феврале. Это была трогательная, незабываемая встреча двух фронтовиков…
Волгоградка Наталья Калошина пришла на акцию «Бессмертный полк» со своей взрослой дочерью Ириной.
− Отец мой Суисов Дмитрий Сергеевич, − рассказала нам Наталья Дмитриевна, − участник Сталинградской битвы. Родился и вырос он также в Сталинграде. После войны трудился на восстановлении разрушенного родного города, затем работал в нем же на заводе «Красный Октябрь» сталеваром.
А второй мой родственник, портрет которого я принесла – тетя моя, Полякова Раиса Петровна. Она тоже была сталинградкой. В сорок первом году, окончив первый курс педагогического института, Раиса Петровна добровольно ушла в армию. Была военным цензором, служила на Ленинградском, Волховском и на Карельском фронтах.
checheninfo.ru