Из истории Великой Отечественной войны мы знаем много примеров, когда на фронт из одной чеченской семьи уходили несколько человек. К примеру: братья Ахтаевы из с. Шали, Бейбулатовы из Хасавюртовского р-на, лалаевы из Грозненского р-на, зулкарниевы из Урус-Мартановского р-на, Мидаевы из Ножай-Юртовского р-на, Эльмурзаевы из Веденского р-на, Узуевы и Имадаевы из Итум-Калинского р-на, Ахметхановы из Надтеречного р-на, Радуевы из Гудермесского р-на и др.
Автор статьи имел возможность ознакомиться с копиями статей из газеты «Грозненский рабочий» за 1942–1944 гг. Среди этих материалов я нашел и фронтовое письмо братьев Куразовых (из газеты «Грозненский рабочий» за 25 апрель 1943 г.), адресованное своим землякам колхозникам и письмо их матери Базы Куразовой к своим сыновьям. Также я нашел ответ колхозников на их письмо в брошюре В.И. Филькина «Патриотизм трудящихся ЧИАССР в период Великой Отечественной войны».
В газете «Грозненский рабочий» от 25 апреля 1943 г. напечатано письмо братьев Куразовых Хамида и Гани колхозникам своего района, где они отчитываются перед ними о своих ратных делах:
«Дорогие товарищи! Рабочие, работницы, колхозники, колхозницы и все трудящиеся Гудермесского района. Находясь на фронте, на защите нашего родного отечества от кро-вожадных банд гитлеровцев, мы всегда помним о далеком и милом нам крае, о наших дорогих земляках гудермесцах. С первого дня войны мы, братья Куразовы, находимся в рядах Красной Армии. Сегодня мы решили отчитаться перед Вами, перед родиной в своей боевой деятельности.
В наступательных боях руководимое Хамидом Куразовым артиллерийское подразделение уничтожило 520 солдат и офицеров противника, 52 блиндажа и дзота, 45 пулеметных точек, одну артиллерийскую и две минеметных. За мужество и успешные бои с противником, за мужество и героизм личного состава подразделения Х. Куразова приказом Наркома Обороны тов. Сталина удостоено высокого гвардейского звания.
Лично я, Х. Куразов, в одном бою уничтожил 6 танков и 35 солдат и офицеров противника. За все это правительство удостоило меня высокой награды – ордена «Красного Знамени».
Гани Куразов имеет на личном счету 56 истребленных фрицев, за что получил медаль «За боевые заслуги». За успешные действия в последующих боях представлен к награде. Вот уже два года как мы, братья Куразовы, ведем между собой со-ревнования. И то, что мы вам пишем, это есть первый итог боевого соревнования по истреблению гитлеровцев, посягнувших на честь, свободу и независимость нашей священной отчизны. Мы клянемся, вам дорогие земляки, что отдадим все свои силы, а, если потребуется, и жизнь во славу нашего оружия, в защиту родной советской земли».
Также в этой газете «Грозненский рабочий» от 25 апреля 1943 г. опубликовано и ответное письмо матери братьев Куразовых своим сыновьям под заголовком «Слово матери»:
«Дорогие мои сыны, Хамид и Гани! Ваше письмо, присланное в родное селение, обрадовало всех земляков, а мне вашей матери, доставило много счастливых часов. Двое вас у меня на фронте. Болит материнское сердце за каждого из вас. Но сильнее боли, сильнее страха за вашу жизнь говорит во мне гордость за ваши боевые успехи.
Все соседи поздравляют меня – мать героев. Ликует мое старое сердце… Идите в бой, в яростный бой с врагом, мои ненаглядные сыны. Пусть сохранит вас от вражеской пули, от злодейской шайки, святое материнское благословение. Всем сердцем верю в силу нашей армии, нашей могучей страны.
Возвращайтесь с победой. Обнимаю и целую крепко Ваша мать База Куразова».
Автор В. И. Филькин в своей брошюре «Патриотизм трудящихся ЧИАССР в период Великой Отечественной войны», посвященной труженикам тыла, приводит выдержку из той же газеты «Грозненский рабочий» от 25 апреля 1943 г., где упоминается о письме братьев Куразовых колхозникам своего родного района: «Колхозники колхоза «Ударный труд» Гудермеского района, где работали братья Куразовы, писали в воинскую часть: «…Письмо наших земляков Куразовых взволновало и обрадовало весь колхоз. Вы правильно спрашиваете о нашем колхозном труде в помощь фронту. Фронт без крепкого тыла воевать не может. Золотые эти слова хорошо понимают наши колхозники… Немало мы сделали за это время для фронта… Сейчас решили посеять в честь наших славных земляков-фронтовиков 20 гектаров проса и кукурузы. Это сверх плана нашего посева, в фонд Красной Армии. Пусть центнеры проса и кукурузы, собранные с гвардейских гектаров, будут символом нерушимой связи тыла и фронта».
Из писем Хамида и Гани мы узнаем их ратные дела. За такие подвиги они должны были быть представлены к званию Героя СССР дважды. Но, как мы знаем, представителям репрессированных народов их не давали, если даже и представлялись к наградам.
Хамид Таталович Куразов был призван в РККА в 1940 г. Он окончил Краснознаменное Московское артиллерийское училище и получил звание лейтенанта. С началом войны он на передовой. Воевал в составе 1-го Прибалтийского, а потом 1-го Украинского фронтов. Гани Куразов освобождал Западную Украину и Белоруссию. Участвовал в обороне Москвы, освобождал город Киев, многие европейские столицы, брал Берлин.
Свой первый орден Боевого Красного Знамени Хамид, хоть и был представлен к званию Герой СССР, получил в 1942 г., когда, сохранив орудия (гаубицы) и дивизионное знамя, прорвал кольцо немецких войск и вырвался из окружения. Был награжден орденом Красной Звезды, тремя орденами Великой Отечественной войны, 20-ю медалями, имел 30 благодарностей. В числе других чеченцев ему посчастливилось расписаться на Рейхстаге в Берлине. В начале мая 1945 г. Х. Куразов находился в Берлине. В экстренном порядке в ночь с 8 на 9 мая их дивизией был совершен марш-бросок на Прагу. За освобождение Праги благодарные жители этого города сшили первой группе советских офицеров – освободителей мундиры чешских полковников. Среди обладателей мундира был и Хамид Куразов – воин из Чечни.
Хамид Куразов завершил войну в звании подполковника. После Великой Отечественной Войны Хамид Куразов был направлен на границу с Турцией, далее – на остров Сахалин.
В 1953 г. был уволен из армии без военной пенсии, но с правом выбора места жительства, кроме территории родного края (Хамид еще до войны был женат на русской девушке из Подмосковья). Но поехал в Казахстан, где находились его родственники. На гражданке ему пригодился опыт работы с людьми и его организаторский талант офицера. Его назначали на должность директора пивзавода в Джезказгане, затем работал председателем колхоза «17 лет Октябрьской революции», директором совхоза «Индустриальный». Этот совхоз был создан в бескрайней, необжитой степи Северного Казахстана, куда на работу съезжались репрессированные немцы и представители прибалтийских народов. Когда спустя два года семья Куразовых уезжала из совхоза, там уже стояли жилые дома, клуб, школа, пекарня, 2-х этажное здание детского садика – яслей и огромный элеватор. За освоение целины Хамид был награжден медалью ВДНХа.
Далее его путь лежал на историческую родину. В родном селе негде было жить, и он был направлен в село Ведено, где стал работать в должности директора МТС. В то время на территории МТС был один барак, а в 1962 г. когда он переезжал с семьей в Гудермес, здесь уже стояли домики для сотрудников и их семей, электростанция, водопровод, а часть территории была роздана рабочим для подсобного хозяйства.
Говорят, в совхозе на одной из стен его рабочего кабинета висел широкий офицерский ремень. Зная об этом, а также о крутом нраве директора, желающих нарушать дисциплину, естественно, практически не было.
Однажды, во время работы в Ведено, Хамиду Куразову сделали замечание по поводу того, что он изменил сроки посевной, считая сроки заявленные в министерском приказе необоснованно ранними.
Получив замечание, он отшутился: – Я во время войны умудрился нарушить приказ Сталина о депортации чеченцев из действующей армии, а здесь – всего лишь министерство.
Там же в Ведено произошел еще один известный случай. В 1960 году на обсуждение партсобрания был вынесен вопрос о закрытии единственно действующей мечети в Чечне. Но этого не произошло, как говорят, благодаря усилиям Хамида Куразова.
Стоит также отметить, что Х. Куразов в те времена был в составе комиссии по примирению кровников.
Со своей будущей супругой Марией Хамид познакомился в подмосковном г. Загорске. Он – курсант военного училища, она – выпускница торгового техникума. Во время войны Мария работала, кормила семью – мать, отца, малолетних сестру и брата. Была в списках партизанского отряда, рыла окопы, участвовала в заготовке дров. Была награждена медалью «За оборону Москвы». Узнав о ссылке чеченцев, она посылала в Алма-Ату родным мужа посылки с чаем, который можно было обменять на еду и одежду. Это было опасно, могли подвести под «статью» за связь с «предателями Родины».
Старшая дочь Светлана родилась на Сахалине. Она стала врачом. Работает в г. Грозном.
Младший брат Хамида Гани Куразов после военного училища, будучи совсем молодым парнем, оказался на фронте. Воевал бесстрашно, был тяжело ранен в июне 1941 г. После госпиталя вновь попал на передовую. Участвовал в освобождении западной Украины и Белоруссии. Дослужился до воинского звания «капитан». Быть осторожным на войне было не в его характере. После очередного тяжелого ранения, Гани был направлен на долечивание в г. Грозный, где он узнал о депортации чеченцев и ингушей.
В 1960 г. Гани вернулся на Родину. Он был красивым, веселым и щедрым человеком. Самым близким человеком для него оставался старший брат Хамид. Они могли часами разговаривать, смеяться, вспоминать былые времена.
Подполковник Хамид Куразов и его родной брат Гани, бывший в чине капитана, воевали и, достойно пройдя тяжелый ратный путь, вернулись домой. Но в настоящее время их нет в живых. Гани умер в 1994 г., а Хамид годом позже – 1995-м. Дети Гани Куразова живут в родном г. Гудермесе.
Хочется отметить, что в мае 2011 г. администрацией г. Гудермес, ул. Крылова, где жили братья Куразовы Хамид и Гани, переименована в их честь – в улицу братьев Куразовых.
checheninfo.ru