ДАЙДЖЕСТ: |
Хозяин первого и единственного частного этнографического музея в Чечне Адам Сатуев строит планы по обустройству своего детища, хотя нынешние экономические реалии особого оптимизма не внушают.
Одна из сегодняшних визитных карточек Чеченской Республики и единственная достопримечательность города Урус-Мартана - это историко-этнографический музей Донди-юрт, который основал мастер спорта СССР по вольной борьбе, дзюдо и самбо, призер России по рукопашному бою и боям без оружия 63-летний Адам Сатуев. Музей необычен уже тем, что находится в живописном месте под открытым небом и занимает площадь небольшого аула. Здесь собраны несколько тысяч самых разнообразных экспонатов, начиная с античной эпохи до советских времен. История местности, которая сегодня зовется Чечней, начинается с необычных камней, которые выточило когда-то плескавшееся здесь море - настоящие находки для археологов и коллекционеров.
- А вот останки окаменевших моллюсков, их возраст - более 15 миллионов лет, единственные экземпляры в республике. Недавно музей пополнили круглые камни огромных размеров, так называемые "яйца динозавров" - такие в последнее время находят при взрывных работах в горах, - показывает и рассказывает хозяин, встречающий нас в национальной одежде горца 17 века, обитателя здешних мест. На Адаме Сатуеве - черкеска с кинжалом, сапоги, бурка с башлыком, тюбетейка. Все эти вещи достались ему от прадедушки, служившем в Дикой дивизии.
От камней переходим к бытовой утвари. Хозяин показывает каменное корыто - в таких предки чеченцев несколько веков назад купали животных, стирали белье, вот детская железная кроватка с двухсотлетней историей (сделана вручную, без сварки), несколько древних сабель, посуда, украшения, вазы из керамики и бронзы, национальная одежда, музыкальные инструменты… Особая гордость - кувшин с христианским крестами, которому, по утверждению чеченского этнографа Саид-Магомеда Хасиева, не менее полутора тысяч лет (когда-то проживавшее здесь население исповедовало христианство). Есть в музее наковальня и горн 1738 года, на которых работал местный кузнец Донда (в честь него и назван музей), фото с Первого съезда трудящихся провозглашенных автономий страны Советов с "вип-гостями" - Микояном, Ворошиловым, Буденным (январь, 1923 год). Перечисленное - лишь малая толика всего, чем богат Донди-Юрт. В нем есть практически все, за исключением атрибутов сегодняшнего времени - компьютеров, телефонов, автомобилей и т.д.
По сути, это небольшое село с жилыми и хозяйственными постройками разных эпох, дающих представление о быте чеченцев. Главная изюминка - национальные башни, воссозданные в натуральную величину. Вот трехэтажная, жилая, в ней иногда отдыхает Адам Сатуев. Первый этаж, как это было в древние времена, предназначен для скота, на втором обитала чеченская семья, третий - для кунаков (гостей). Заходим. Небольшую комнатку согревает очаг, по стенам развешаны ковры, оружие, национальная одежда, на полу - медвежья шкура. Есть в Донди-Юрте сторожевая и боевая башни - 150-200 лет назад такие охраняли большинство чеченских сел. К примеру, в сторожевой дежурили два человека. Один круглосуточно следил за местностью наверху, второй внизу отдыхал. В случае опасности зажигался огонь, который было видно издалека, и мужчины в селах готовились к отражению неприятеля.
Несколько домов Адам построил по зарисовкам немецкого путешественника, сто лет назад посетившего Кавказ и запечатлевшего древние жилища чеченцев. Реконструктор выдержал пропорции и размеры, расположение комнат и лестниц. Ни один дом не похож на другой. Одна сакля - копия вайнахского очага в высокогорном селении Хой, из которого всех жителей выселили в 1944 году.
- Не каждый сейчас в горы поедет, а в Донди-Юрте люди могут увидеть, как жили наши предки несколько веков назад. Да и в горах таких жилищ уже практически не осталось. Я воссоздал из развалин первоначальный вариант, когда в домах не было рам, окна делались из веток, - показывает свою работу хозяин. Внутри жилища находим соответствующий времени интерьер и предметы быта.
Заглядываем и в сельский домик 1940-х годов. Он демонстрирует тогдашний быт большинства чеченских семей: низенькая кровать, скромный ковер и семейные фото на стенке, буфет, шкаф, маленький деревянный столик с домашней утварью: ажурной тарелочкой для фруктов, конфетницей, вареницей и хлебницей, посудой для национальных блюд.
Мечта школьника Адама Сатуева (прочитавшего в 14 лет произведение Кампанеллы "Город солнца") попасть в царство справедливости и добра трансформировалась в создание селения, хранящего память о славной истории предков.
- После окончания военных действий, когда к власти пришел Ахмат Кадыров, я решил, что время пришло. Ждал, пока мне продадут облюбованный участок, три года. Все это время смотрел на него и представлял: вот здесь поставлю башни, там - старинный дом, перед ними будет протекать ручей, - вспоминает он. Сейчас на территории Донди-Юрта проложена ирригационная система, есть и чистейший родник, и прозрачный пруд, где водятся караси, и цветущие деревья, наполняющие вместе с щебетанием птиц все окрестности благоухающим ароматом. Можно закутаться в теплую бурку, брошенную на топчане, и любоваться синим небом, ярким солнцем или звездами в любую погоду.
Для того чтобы создать этот уникальный уголок, Сатуев с супругой продали две свои иномарки и дом. Все сбережения, которые скопили пенсионеры, были потрачены на приобретение экспонатов. Адам ездил по аулам и селам, искал старинные вещи и выкупал их у населения. После обеих войн многим интересным находкам он дал вторую жизнь, обнаруживая их на свалках, пепелищах, в брошенном жилье. И сегодня любая копейка идет на музей, хотя сами его хозяева проживают на съемной квартире. Донди-Юрт начал создаваться в 2003 году, а в 2008 произошло переломное в его биографии событие: музей посетил глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, оказавший значительную финансовую помощь частному предприятию культуры. После этого в Урус-Мартан началось настоящее паломничество иностранных и российских туристов. По словам Сатуева, сегодня практически нет страны, из которой бы не приезжали отдельные группы гостей или целые делегации.
Но долго ли просуществует музей, пусть даже такой уникальный, на средства пенсионеров? Пока что на деньги туристов рассчитывать не приходится - кавказское гостеприимство диктует свои правила: здесь еще и накормят дорогих гостей, и подарки вручат. Да и можно ли назвать большими деньгами те 100 рублей, которые платит за вход экскурсант организованной группы?
- Сейчас сезон только начинается, ждем увеличения потока посетителей. Пока приезжают на экскурсию школьники, студенты, но мы на них ставку не делаем в финансовом плане. Выручки практически нет, а расходы погашаем за собственный счет - это коммунальные платежи, налоги, 500 рублей в день в день платим уборщику территории, - перечисляет Сатуев. А музей между тем требует дальнейшего обустройства - нужны, например, складские помещения под нынешние и будущие экспонаты. Но самая большая мечта его устроителей - открыть на территории Донди-Юрта мини-гостиницу, кафе или ресторан национальных блюд, сувенирный магазинчик. Это тот необходимый минимум, в котором нуждаются туристы и который смог бы вывести частное предприятие хотя бы на самоокупаемость.
- Туристы интересуются сувенирами с местной символикой, хотят купить кружки, магнитики на холодильник, но мы пока ничего не можем им предложить. Хотелось бы также угощать людей блюдами национальной кухни, предоставить им уютную гостиницу после увлекательной экскурсии и осмотра экспозиции и другие варианты проведения досуга, но на это нет средств, - говорит он. - Собираемся под все эти планы взять кредит в банке.
По словам хозяев, материальная помощь от фонда Ахмата Кадырова ушла в счет уплаты долгов, образовавшихся при возведении башен (камень и стройматериалы были куплены частично на свои и заемные средства). Каждая из четырех обошлась в полтора миллиона рублей. Чтобы расплатиться с рабочими, пришлось продать третью машину. Пока музей держится на энтузиазме его устроителей, которые, увы, не первой молодости. Однажды Адам с женой на несколько дней уехали из республики, и музей остался без присмотра. Этим воспользовались грабители, которые вынесли самое ценное: десять серебряных кинжалов и семь поясов конца 19 века, три старинных ружья 18 века, старинные кувшины времен татаро-монгольского нашествия, каменные топор, молоток и т.д. Но о том, чтобы нанять охрану, пока и речи быть не может.
- К сожалению, не все предприниматели, богатые люди осознают, что музеям надо помогать, что они нужны для подрастающего поколения, популяризации национальной культуры. К нам приезжают со всего мира, и мы, как можем, разрушаем сложившийся в результате двух войн негативный образ чеченца-варвара, бандита, боевика, - говорит Адам. Он надеется и верит, что однажды все-таки появится спонсор, и его детище выйдет на новый уровень.
По словам главного специалиста комитета по туризму при правительстве ЧР Элины Батаевой, в настоящее время ведомство разрабатывает законопроект дополнительной поддержки тем, кто занимается предпринимательством в сфере туризма.
- Под этот закон, к примеру, обязательно должен попасть подвижник из Урус-Мартана Адам Сатуев, открывший первый частный музей под открытым небом, - отметила Батаева.
Абу Абдурзаков, руководитель пресс-службы администрации глава администрации Урус-Мартановского муниципального района подтвердил, что Сатуев не жалеет ни сил, ни средств, чтобы сохранить ту народную культуру, которую чеченцы постепенно утрачивают.
- Благодаря этому музею, о 50-тысячном городке Урус-Мартане узнали во всем мире. Здесь снимают фильмы, ролики, делают фотоальбомы. Если в республику приезжают гости, их маршрут обязательно пролегает через Донди-юрт. Думаю, частным музеям должно помогать государство, если человек вкладывает личные средства в общественное достояние, - считает Абдурзаков. - Из журналистов не вы первые нас спрашиваете, как городская администрация может поддержать этот музей. Сейчас мы помогаем обустраивать частный музей в доме известного писателя Сулейманова в селе Алхазурово. Очень надеюсь, что и до Адама Сатуева у властей очередь дойдет, он уже на примете в плане помощи. В Урус-Мартане не так давно поменялся глава администрации, в ближайшее время он должен посетить Донди-Юрт.
Мнение
Ваха Асталов, директор Национального музея Чеченской Республики:
- Не думаю, что частные музеи в состоянии составить конкуренцию государственным. У музея "Донди-Юрт", конечно, своя специфика, да и место очень привлекает туристов уже тем, что во дворе стоят стилизованные каменные постройки, отличающиеся самобытностью, индивидуальностью. Но практически все государственные музеи в России, в том числе Национальный музей ЧР, финансируются из бюджета. Все они выполняют государственное задание по обслуживанию и обилечиванию посетителей.
Выполнять его удается (с этого года взрослый билет у нас стоит 100 рублей, для детей, инвалидов, студентов ветеранов, военнослужащих - 50), но существовать только за счет доходной части даже государственные музеи не могут. А потому, я считаю, назрела необходимость, в виду той культурной, образовательной и воспитательной миссии, которую несут музеи, сделать вход в них бесплатным. Они же выполняют и государственные задачи по воспитанию, образованию, приобщению к искусству, культуре, сохранению наследия. Продажа билетов все равно прибыли не приносит (такая цель и не ставится), а потому логичнее было бы их вообще отменить. Кстати, уже есть подобный опыт во Франции.
Частные музеи несут порой не меньшие духовные, познавательные и другие функции. И они тем более не могут существовать самостоятельно, в условиях российского законодательства это нереально: некоторые из этих музеев грешат тем, что покупают предметы археологии, а это по закону запрещено. Любая вещь должна приниматься в музейный фонд только после документального заключения экспертов, специалистов. И чтобы популяризировать ту или иную экспозицию, нужно иметь определенные образование, статус. Если научный уровень частного музея невысок, финансово он не выживет, поскольку не ограничивает себя существующим законодательством, принимая и приобретая все предметы по собственному усмотрению.
Государственный же музей может взять только то, что имеет определенную культурную, историческую, искусствоведческую и другую ценность. Без научной базы частный музей долго не сможет удерживать интерес, а, значит, количество посетителей будет падать. Сейчас стоит вопрос консолидации памятников истории и культуры. Республика возрождается, и целесообразнее было бы собрать их в государственном музейном фонде. Государство на свои средства создаст необходимые условия для их сохранения и популяризации.
Емельянова Светлана
АБХАЗИЯ. Число туристов в Гагрском районе Абхазии выросло на 15%
АБХАЗИЯ. Сколько мандаринов и фейхоа из Абхазии ввезли в Россию?
Ю.ОСЕТИЯ. Саммит G20. Протесты в Грузии и Абхазии. Ядерная война близко?
ВОЛГОГРАД. В области появилась дорога между селами Лозное и Большая Ивановка