ЧЕЧНЯ. Исламская религия была мишенью антирелигиозных компаний и коммунистической атеистической пропаганды. Мечети были закрыты, а «неофициальное» * духовенство запрещено в служении. Многие местные коммунисты являлись последователями суфизма, с чем система не могла смириться.
Ранее в 1923 году на всём Северном Кавказе запретили шариатские суды. В 1924 году красноармейцы разоружили чеченцев, а многих суфийских активистов ликвидировали. Было запрещено исламское образование и прекращён выпуск религиозной литературы. Тогда же в 20-е годы была предпринята попытка приспособить ислам к новой идеологии, и официально назначенные клирики произносили проповеди в русле генеральной линии партии**
В 30-годы разрушено большинство мечетей, а муллы и имамы подверглись репрессиям как «реакционеры» и «контрреволюционеры». Ислам загнали в подполье. Очень затруднены были контакты с остальным мусульманским миром.
После реабилитации чеченцев и их возвращения на родину, религиозная жизнь регулировалась Духовным управлением мусульман Северного Кавказа, лидеры которого считались московскими лакеями. Этот официальный орган параллельно сосуществовал с тайными суфийскими орденами, которые поддерживали мусульманские традиции и сохраняли религиозную литературу. В конце 50-х, начале 60-х советская власть устроила на суфиев настоящую охоту как на преступников, над ними устраивали показательные процессы. Жестокая политика властей привела к некоторому отрыву и отчуждению основной массы чеченцев от исламских обрядов и традиций.
Некоторое послабление антирелигиозной политики государства началось в конце 70-х годов. Тогда несколько мечетей открыли свои двери для прихожан. Однако советское вторжение в Афганистан привело к новому всплеску антиисламской пропаганды в СССР. К 1985 году в Чечне открыто функционировало только 3 мечети и 3 церкви. При этом существовало около 200 тайных молитвенных комнат, где нелегально собирались верующие мусульмане.
Справка: Амжад Джамуха (в адыгском произношении Амджэд Жэмыхъуэ, Amjad Jaimoukha, годы жизни 1962 - 2017) – иорданский учёный, потомок черкесских мухаджиров, помощник президента Королевского Научного Общества Иордании в 2003-2007 годах, член Общества изучения Центральной Азии в Гарвардском университете, автор многих книг, посвящённых истории и культуре северокавказских народов, в основном адыгам.
Примечания.
*имеется ввиду не назначенное по партийной и КГБшной линии, как это было со всеми конфессиями в СССР.
**То же самое было и в самой России. См. про обновленческий раскол и «Декларацию митрополита Сергия». В конце концов всё увенчалось созданием сталинской карманной Московской Патриархии.