ЧЕЧНЯ. Чеченцы именуют сами себя «Нохчи» («Нохчо») или Нохчийн къам («Чеченский народ»). Свою страну «Нохчи Чьо» (буквально «Чеченский дом», «Нохчийн Мохк» (Страна чеченцев) или «Даймохк» («Отечество»). Ряд этих названий происходит от этнонима и топонима – крупнейшего чеченского племени (тухкума) Нохчмахкахой и наименования области его проживания в юго – восточной Чечне, которая также известна под названием Ичкерия. Первые упоминания этого (прото) сообщества как «Нахчаматьяны» обнаруживаются в средневековых грузинских и армянских хрониках*.
Арабские источники упоминали «чеченцев» ещё в VIII веке, используя термин, который считается заимствованным иранским наименованием нохчей.
Русские источники начали использовать наименования «чечен» и «Чечня» в XVII столетии, предположительно от кабардинского «Шашан» (ударение на втором слоге)
Традиционно считается, что термин «чеченцы» стал употребляться после одного исторического события, а именно – разгрома нохчами русского контингента у Чечен – аула на реке Аргун в 1732 году **. Однако же термин впервые появляется в русских источниках ещё в 1692 году, а сама «Чечня» фигурирует на карте Северного Кавказа 1719 года (Н. Г. Волкова. 1973 год).
Согласно историку А. П. Берже (1859 год) термин «чечен» впервые фигурирует в мирном договоре между русскими и калмыками.
Современные русские названия чеченцев – «чечены» и «чеченцы», а их страны «Чечня», ставшие наиболее употребительными в английском языке. Хотя чеченские интеллектуалы и националисты предпочитают, как «более правильный и нейтральный» - «Чечения»
Грузины чеченцев именуют «чечнеби» (а и чеченцев и ингушей – «кистеби»)
Черкесы именуют чеченцев «шашан», осетины – «цацан», аварцы – «буртиял», лезгины – «чачан», кумыки – «мичкиш» или «мичигиш». Такое же слово, «мисчксиш» есть и у черкесов, но они им называют только ингушей. The Chechens: A Handbook - Amjad Jaimoukha. Routledge. 2005. Страница 13
Справка: Амжад Джамуха (в адыгском произношении Амджэд Жэмыхъуэ, Amjad Jaimoukha, годы жизни 1962 - 2017) – иорданский учёный, потомок черкесских мухаджиров, помощник президента Королевского Научного Общества Иордании в 2003-2007 годах, член Общества изучения Центральной Азии в Гарвардском университете, автор многих книг, посвящённых истории и культуре северокавказских народов, в основном адыгам. __________________________
Примечание.
* Нахчаматьяны не идентифицированный этноним, упомянутый в единственном источнике — «Ашхарацуйц» («Армянская география», VII век. произведение, приписывавшееся «Армянскому Геродоту» Мовсесу Хоренаци). Большинство учёных-кавказоведов, начиная с армениста 2-й половины XIX века К. П. Патканова, сопоставляют этот этноним со средневековыми предками современных чеченцев — восточно-нахским этно-территориальным объединением-«обществом» нохчий. Скептики же полагают, что Нахчаматьяны – искажённое в армянском языке наименование сарматского союза племён яксаматы, к нохчам никакого отношения не имевшего.
** Процитирую другой источник об этой битве
В 1732 году, жители аула Чечень (село Чечен — аул) и Эндери вновь вышли из повиновения своим владельцам и старшинам и стали выражать недовольство действиями царской администрации. Российский Генерал Дуглас надо полагать, не без приглашения местных владельцев и старшин, с отрядом 1200 солдат пехоты и 500 казаков 4 июля предпринял поход в Чечню. Когда отряд подошел к Андреевской деревне (так русские называли Эндери), генерал получил сообщение, что будто бы восставшие, узнав о приближении войск тут же разошлись. Обманутый ложными сведениями, Дуглас ограничился тем, что послал против деревни Чечень отряд под командованием полковника Коха, состоявший из 300 солдат и 200 казаков. Сам же он с частью войск остался ждать у Эндери. Полковник Кох 7 июля вступил в деревню Чечень, полностью сжег ее и стал спешно отходить назад. Но при отступлении выяснилось, что его отряд окружен восставшими чеченцами. В происшедшем между ними сражении было убито 125 и ранено 75 солдат.