ЧЕЧНЯ.
оружия, в частности, мечей. Во время традиционного дележа трофеев в руки пророку попался прекрасный меч – Зульфикар, некогда принадлежавший курайшиту Мунаббиху. Благодаря тому, что Зульфикар попал в руки самому пророку, людская молва быстро наделила его чудодейственными свойствами и неслыханной силой удара.
После смерти Мухаммеда меч попал в руки халифа Али ибн Абу Талибу, считавшегося великим воином. Уже тогда меч якобы умел зависнуть в воздухе, а сила его удара с каждым днём увеличивалась, пока не стала равной удару тысячи воинов. И вот тут настаёт момент, когда фольклор и религия окончательно стирают историческую правду. По суннитской версии, Зульфикар достался османским султанам через руки сыновей Али и ныне хранится в музее-дворце Топкапы в Стамбуле. Шииты же считают, что меч перешёл в руки имамов и ныне сокрыт вместе с двенадцатым имамом аль-Махди, который явится миру перед концом света.
Как выглядел меч?
Те же легенды и мифы, которые окружают происхождение и историю Зульфикара, полностью затуманили и его внешний вид. Существует предание, что один из владельцев меча халиф Али ибн Абу Талиб однажды допустил неосторожность, доставая его из ножен, из-за чего лезвие раскололось пополам. При этом одну сторону меча наделяли только возможностью убивать, а другую – исцелять. Из такой весьма расплывчатой легенды и появилось множество взглядов на Зульфикар.
Одни полагали, что меч на самом деле являлся саблей с двумя остриями. Другие же утверждали, что под раздвоенным клинком из-за неточности в пересказе легенд понимался просто обоюдоострый меч. Некоторые даже видели Зульфикар как меч с единым, по сути, клинком, но рассечённым по долу. Существовало и мнение, согласно которому Зульфикар принимал форму турецкого ятагана, несмотря на то, что ятаганы гораздо «моложе» событий начала 7-го века. Скорее всего, такие воззрения сложились благодаря тому, что османы претендовали на преемственность от Мухаммеда.
Говорить о каких-то исключительных боевых качествах Зульфикара не приходится, разве что в легендах. Однако меч нёс мощный политический и ритуальный подтекст. Не зря всё те же турецкие янычары украшали свои знамёна изображением Зульфикара, точнее, тем, каким они его видели. Зульфикар помещали и на могилы павших воинов. А на клинках нередко можно было встретить такую гравировку: «Нет меча, кроме Зульфикара, нет героя, кроме Али!»
Владение таким мечом среди военачальников и знати почти автоматически создавало вокруг них ореол связи не с кем-нибудь, а с самим пророком и его имамами. И, конечно, это повышало воинский дух. Каждая битва становилась сражением не просто за землю и богатства, но за веру, а это мощный фактор мотивации.
Надир-шах и его Зульфикар
Надир-шах Афшар, основатель династии Афшаридов и шахиншах Ирана, смотрел на Кавказ как на свою вотчину. Несмотря на внутреннюю раздробленность его империи и бесконечные интриги, Надир, будучи военачальником и ведя кочевой образ жизни, в 1736 году отвоевал у турок Восточное Закавказье, присоединив к империи Шемаху, Баку и Дербент. В период своего расцвета империя Надира контролировала не только сам Иран и Азербайджан, но и Армению, Грузию, Афганистан, Бухарское ханство, а в 1739-м Надир взял штурмом Дели в Индии.
Надир-шах
По преданию, Надир-шах являлся владельцем изящного Зульфикара. Некоторые полагают, что это вполне может быть меч самого пророка, но никаких оснований верить этому нет в принципе. Однако это нисколько не умаляет легендарности Зульфикара Надир-шаха. Именно этому мечу (сабле) известный аварский поэт Расул Гамзатов посвятил стихи:
Царя царей — великого Надира
Я славила, сверкая и звеня,
И в двадцати походах он полмира
Смог покорить при помощи меня.
Надир-шах, считавшийся великим завоевателем, начал поход на Дагестан в 1741-м году во главе с войском, насчитывавшим от 100 до 150 тысяч воинов. Великая армия была разделена и двинулась покорять разрозненный Дагестан разными путями. При этом местные ханства и их владетели готовились к долгой войне, чего Надир не ожидал. Война затянулась на годы с переменным успехом для обеих сторон. В итоге поход шахиншаха закончился провалом.
Естественно, эта война не могла не найти отражения в фольклоре. Свет увидел аварский эпос «Сражение с Надир-шахом» и шекинская песнь «Эпос о герое Муртазали». Нашлось место в сказаниях и для Зульфикара Надира. При этом Зульфикар завоевателя весьма отличался от описанных выше. Это был меч с двумя клинками, закреплёнными на одной рукояти. О нём ходили легенды, согласно которым свист ветра в этом мече при взмахе оглушал противника и повергал его в ужас. Шахиншах так умело орудовал мечом, что при ударе лезвия смыкались в теле жертвы и вырывали разом кусок мяса. А ударом по голове Надир мог сразу отсечь несчастному оба уха.
Всё те же легенды говорят, что причиной поражения шахиншаха в Дагестане стала потеря в бою знаменитого меча. Так или иначе, но вместе с войной Надир-шах принёс на землю Дагестана и всплеск моды на Зульфикары. Знаменитые дагестанские мастера из Кубачи и ныне покинутым Амузги создавали настоящие шедевры ювелирного искусства. Несмотря на неприменимость в бою, вплоть до начала 20-го века небольшие партии изящных Зульфикаров из Кубачи и Амузги находили своих покупателей.
Кубачинский Зульфикар
Сейчас в дагестанских музеях хранятся два Зульфикара, владельцем которых мог быть Надир-шах. Один меч хранится в селе Кубачи, а второй в Дагестанском государственном объединенном музее в Махачкале. При этом одни считают именно кубачинский меч мечом Надира, а другие — меч из Махачкалы. Однако чётких исторических доказательств ни тому, ни другому нет.
Кубачинский Зульфикар
Но автора более интересует именно кубачинский экземпляр. Кубачи, находящийся в горах на высоте около 1700 метров над уровнем моря, издавна славился своими мастерами. В 1924-м году в посёлке была организована артель «Ремесленник», которая в итоге выросла в Кубачинский художественный комбинат. При комбинате ныне действует небольшой музей. Именно в нём и хранится Зульфикар с необычайно тонкой гравировкой на рукояти в виде звериной головы.
Как утверждает замдиректора комбината Алихан Урганаев, документального подтверждения тому, что кубачинский Зульфикар принадлежал Надир-хану, нет. Но одним из главных аргументов для апологетов кубачинской теории Надир-шаха и его меча является тот факт, что именно музей комбината уже неоднократно подвергался ограблению. И каждый раз грабители охотились за Зульфикаром.
В первый раз в 1993-м году грабёж был отягощён убийством одного из сторожей. Но милиция сработала оперативно. С вертолёта удалось обнаружить авто преступников, которое не совладало с горным «серпантином». Меч вернулся в музей, а грабителей отправили в тюрьму. Тогда же прошёл слух, что заказчиком ограбления был один из иранских миллиардеров, готовый отдать за меч миллион долларов.
В 2000-м году, когда Кавказ снова полыхнул войной, кубачинский Зульфикар опять оказался под угрозой. Банды боевиков с территории Чечни надеялись захватить меч, который, по преданию, наделял владельца могущественной силой. К счастью, произведение оружейного искусства не пострадало.
Последний раз грабителям удалось выкрасть меч в июне 2017 года. Преступление было незамысловатым. Пользуясь тем, что музей, как и комбинат, охранялся только одним сторожем, которому требовалось много времени, чтобы обойти весь комплекс строений, грабители проникли внутрь, взломав дверь, и просто вынесли почти 30% экспонатов. Среди шести изящных сабель был и Зульфикар.
Силовые ведомства были подняты на уши. Национальная реликвия, которая является достоянием не только Дагестана, но и всей России, вполне могла уплыть за границу. При этом её стоимость оценивалась от трёх миллионов рублей до двух миллионов евро. Поэтому кубачинцы и не мечтали, что реликвию когда-либо вернут. К счастью, они рано отчаялись. Сотрудники смогли выйти на организатора кражи и её участников под личиной покупателей. В итоге выяснилось, что организатор (уроженец Дагестана) и исполнители познакомились в местах не столь отдалённых, составив затем план преступления.
Зульфикар и все прочие украденные экспонаты вернулись в родной музей.
Автор:
Восточный ветер
checheninfo.ru