Г. Череповец, 26 октября 1842 г. в доме местного предводителя дворянства рождается мальчик, которого нарекают Василием. Странной будет его судьба.
У Куприна А.И. есть рассказ под названием «Бред». В нем повествуется о неком капитане Маркове, зачерствевшем на войне офицере, без колебаний обрекающем на заклание чужие жизни и готовом бездумно возложить на «алтарь отечества» свою.
То ли наяву, то ли в горячечном видении к нему является тень первого убийцы в истории – Каина. В интерпретации Куприна Каин обречен вечно оказываться рядом с последствиями своего ветхозаветного деяния – насильственной гибелью человека от руки себе подобного. Василий Васильевич Верещагин, конечно, не был инфернальным мифическим персонажем, но над ним довлел схожий рок. Иронично, что став художником против воли родителей, прочивших ему военную карьеру, он окажется на всех возможных театрах боевых действий Российской империи в составе действующей армии. Примет участие в сражениях.
Будет получать ранения, будет получать награды. От большинства из которых откажется. Что очень логично для автора «Апофеоза войны» - знакового полотна, беспристрастно и лаконично зафиксировавшего голую суть этого явления. Власть заклеймит его живопись как «непатриотичную», публика же будет ломиться на выставки чуть ли не в окна. Магистральной темой его творчества стала смерть, но мало кому удалось познать ее извечную противоположность - жизнь - в таком разнообразии и полноте, как ему.
31 марта 1904 г. в самом начале русско-японской кампании броненосец «Петропавловск» подорвался на мине и затонул в считанные минуты. Среди пассажиров был и Василий Васильевич Верещагин, которому с этой войны вернуться было уже не суждено. Достойная жизнь, достойная смерть.