Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Шерпудин Алиев – первый профессор медицины среди чеченцев


Просмотров: 879Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ. Шерпудин Алиев – первый профессор медицины среди чеченцев
ЧЕЧНЯ. Доктор медицинских наук, профессор Шерпудин Алиев заложил основу развития медицины как науки в Чеченской Республике

Заслуженный деятель науки Чечено-Ингушской АССР, доктор медицинских наук, профессор Шерпудин Амирович Алиев – знать и помнить его должен каждый чеченец, ведь он человек, внесший неоценимый вклад в развитие республиканской медицины.

Сегодня медицина Чеченской Республики достигла нового уровня. Все медицинские учреждения оснащены нужными оборудованием и медикаментами, в каждой из областей есть свои специалисты. Есть медицинский факультет, медицинский колледж. Все это – огромная заслуга наших врачей и правительства. Однако особенно нужно отметить тех, кто заложил основу этому прогрессу. Одним из таких людей является Шерпудин Алиев.

Первый профессор медицины среди чеченцев. О нем пишут статьи, снимают сюжеты, в его адрес сказано много добрых слов. Мы решили рассказать об этом человеке и раскрыть его историю для читателей. А поможет нам в этом его сын, кандидат исторических наук, доцент кафедры «История и право» ГГНТУ имени академика М.Д. Миллионщикова Ахмед Шерпудинович Алиев.

Шерпудин Алиев родился 3 июля 1927 года в селении Чечен-Аул. Ахмед Алиев рассказал интересную историю рождения и детства своего отца.

– Начальную школу отец заканчивал в Махкетах. Поэтому получилось так, что махкетинцы считали его всегда своим. А родился он, по сути, в дороге, когда моя бабушка ехала с Махкетов в Ведено. Махкетинцы считали его своим, а чечен-аульцы – своим. Но вся его жизнь была связана с Чечен-Аулом, поэтому говорят и принято считать, что он родом из Чечен-аула, – рассказывает сын профессора.
По словам Ахмеда, в 14 лет Шерпудин, будучи совсем молодым, с отличием оканчивает Чечено-Ингушскую республиканскую школу фельдшеров. Сельские ребятишки бегали за ним, крича, что «идет врач!». Для них тогда было необычным, что кто-то где-то учится, особенно на врача. В декабре 1941 года в Новых Атагах разместили эвакуационный госпиталь, в котором он практиковался. Чуть позже Алиев устроился на работу. Был фельдшером. Старший брат его ушел на войну, а Шерпудина не взяли, потому что еще возрастом не подходил.

Как раз в это время он попал на страницы «Грозненского рабочего». В очерке «Новые кадры медицинских работников» впервые написали об Ш.Алиеве как о будущем враче.

Выдержка из газеты: «Когда больные впервые увидели в перевязочной комнате Шерпудина Алиева, они отнеслись к нему с явным недоверием. Но шли часы, и они наблюдали, как легко и ловко студент школы делает сложные перевязки, как чутко относится он к больному. Недоверие исчезло. …Он – отличник. Закончив скоро фельдшерское отделение школы, он будет самостоятельно работать на ответственном посту, беречь жизнь советского человека, советского бойца».
20 декабря 1941 года, газета «Грозненский рабочий».


С этого медучилища все и началось, как отмечает Ахмед Алиев. Он поступает в Дагестанский медицинский институт, но во время практики начались репрессии чечено-ингушского народа. Его брат Ваха Алиев узнает об этом уже из письма Шерпудина.

Кстати: Брат Шерпудина Ваха Алиев является героем чеченского народа. Репрессии чеченцев и ингушей в 1944 году в Среднюю Азию стали ударом для него. Об этой несправедливости Ваха Алиев как раз-таки узнал из письма Шерпудина – его брата, который подробно описал, как проходил сам процесс выселения. На тот момент 17-летнего Ваху, находящегося на фронте, эта новость тронула до глубины души, и уже через несколько дней втайне от всех он написал письмо самому Сталину, в котором в жесткой форме выразил свое недовольство. Также в честь Вахи Алиева 23.02.2020 года в Грозном была переименована улица (ранее улица Заветов Ильича) и возведен мемориал, на котором увековечены смелые слова, написанные им Сталину.


Семью Алиевых вместе с другими семьями чеченцев и ингушей поселили на станции Чу в Казахстане. И уже оттуда юный Шерпудин перебрался в Киргизию. Там он поступил в медицинский институт, и постепенно началась его профессиональная карьера.

Забавная история из жизни: «Отец какое-то время преподавал. Известный врач-хирург Барон Киндаров был его другом и учеником. Он часто рассказывал забавные истории об отце. Как-то во время урока забегает Барон и говорит отцу, что ничего не учил и просит не спрашивать его. А противоречие же сразу срабатывает! И отец, как только сел, сразу же вызывает к доске Киндарова, – смеется сын Алиева. – Отец ожидал, что Барон растеряется. Но Барон хорошо знал психологию отца, и специально сказал ему, чтобы тот его не спрашивал. Киндаров великолепно ответил, а отцу делать было нечего, и он поставил ему пятерку».

Шарпудин поступает в Киргизский медицинский институт в г. Фрунзе (ныне Бишкек). Звание врача и диплом с отличием он получает уже в 1948 году. В дальнейшем была работа в Ошской областной больнице Киргизской ССР, где он вырос от ординатора до заведующего хирургическим отделением.

Как рассказывает Ахмед Алиев, Шерпудин работал почти во всех точках Кыргызстана. Тогда он еще не преподавал, он занимался практикой, был главным хирургом в областной больнице. И там о нем начали говорить как об очень талантливом хирурге, который творит чудеса у себя на работе. 15 мая 1967 года он успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Особенности возникновения, течения и лечения ожогового шока в условиях жаркого климата Средней Азии». Следует отметить, что в годы его научной деятельности в КирГМИ на становление ученого огромное влияние оказали учителя – профессора М.Е. Фридман, Г.Л. Френкель и другие.

– Надо обязательно сказать об одном человеке. Конечно, не будь у отца самого желания и стремления, он бы ничего не добился. Но в Киргизии вдруг неожиданно на жизненном пути Алиева встречается военный врач, морской офицер Георгий Львович Френкель. Он знал 9 иностранных языков. Можно смело сказать, что благодаря этому человеку Алиев за 7 лет защитил и кандидатскую, и докторскую диссертации. Как отметил Ахмед, это человек, который в лице его отца протянул руку помощи чеченскому народу и сыграл большую роль в жизни Шерпудина.

– Он ездил с ним в командировки. Когда нужно было, отправлял отца в другие регионы, помогал ему. В конце концов, мы с ним даже квартирами поменялись, и получилось так, что мы жили вместе. Благодаря помощи этого человека, отец за короткий промежуток времени сумел достичь таких успехов. Я в знак благодарности этому человеку написал статью, она скоро выйдет, кстати, – дополнил он.

Профессиональная деятельность Шерпудина на этом не заканчивается. Как рассказывает его сын, для продолжения научной работы он возвращается в г.Фрунзе, где в КирГМИ проходит путь от старшего научного сотрудника научно-исследовательской лаборатории до профессора кафедры факультетской хирургии, а в 1969 году избирается и заведующим кафедрой травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии.

– Он начинал отоларингологом, когда работал просто врачом. Потом стал травматологом и ортопедом. После начал делать очень сложные операции. В конечном итоге операции, которые он проводил, достигли сложности мирового уровня, – рассказывает про отца сын.

Удивительный факт:
В 60-х годах в Киргизии Шерпудин провел очень необычную и сложную операцию. Он пришил вторую голову собаке, и она даже прожила пару минут.

– Конечно, жалко собаку, но тогда была такая эпоха, рассвет научных школ, – комментирует сын Шерпудина.
Также стоит отметить тот факт, что основу создания и открытия медицинского факультета в Чеченской Республике заложил именно Шерпудин Алиев.

В конце 1972 года доктора медицинских наук, профессора, заведующего кафедрой травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии КирГМИ отзывают в Чечено-Ингушетию. В письме на имя ректора было отмечено: «Совет Министров Чечено-Ингушской АССР, выражая глубокую благодарность профессорско-преподавательскому составу и общественным организациям вашего института за подготовку первого доктора медицинских наук из чеченцев и ингушей профессора Алиева Ш.А., просит отпустить его в Чечено-Ингушскую АССР для ответственной научно-педагогической работы в Чечено-Ингушском государственном университете». Однако планируемый медицинский факультет в ЧИГУ открыт не был, это случилось лишь в 1990 году, через год после смерти ученого.

– Идея была отца. Но он не дожил. Все было подготовлено уже для открытия. Вся документация была собрана им. Руководство республики пригласило отца обратно домой, чтобы поднять этот вопрос. Но вскоре он заболел воспалением легких, так и не выздоровел. Его не стало в октябре 1989 года, – говорит Ахмед Алиев. Он был настоящим патриотом своего народа…

В то время, когда Шерпудин преподавал, вопрос соблюдения традиций и обычаев в Чеченской Республике был отведен на второй план в силу сложной экономической и политической ситуаций. Религия занимала огромное место в жизни Алиева Шерпудина. Как свидетельствуют родственники Шерпудина и его сын, он был очень набожным, богобоязненным человеком.

– Когда в 1972 году отец приехал домой, на вокзале его встречала политическая номенклатура республики. И в разговорах между собой они спрашивали друг у друга, правда ли, что он молится. Их удивляло то, что профессор, доктор медицинских наук, человек, занимающий такую должность, религиозен. Но отец был очень верующим. Его ковер и сейчас у нас хранится, он сильно изношен от того, что он постоянно молился. Отец строго следовал законам Всевышнего, – рассказывает сын Шерпудина. Шерпудин уделял особое внимание воспитанию в детях именно патриотических качеств, таких, как, например, любовь к родному языку.

– Мне иногда попадало за то, что я говорил не на родном языке, – со смехом вспоминает Ахмед Алиев.

Также немаловажным являлось для отца продолжение его дела потомками.

По стопам дедушки.

– Меня часто спрашивали, почему я не пошел в медицину. Мой старший брат был медиком, который, между прочим, подавал большие надежды, но, к сожалению, года два назад его не стало. В то время кому-то надо было оставаться дома с родителями, с семьей, да и в республике не было медицинского вуза. Поэтому так получилось, что в медицине меня свет не увидел, – рассказывает Ахмед Алиев.

Несмотря на то, что Ахмед не пошел в медицину, дело Шарпудина Алиева продолжили его внуки.
– Старший сын, Атаби, уже точно определился, что хочет стать хирургом, сейчас переходит на 4-й курс медицинского факультета СГМУ. А второй – Арби, переходит на 3-й курс. Он тоже хочет быть хирургом, в Осетии учится в медицинской академии (СОГМА). Так что дело деда продолжается. Старший сын хочет работать и в области медицинской науки, сейчас научные статьи пишет. Надеюсь, у них все получится. А в моем случае, чем большего добиваются родители, тем сложней этот подвиг повторить детям. Поэтому превзойти результат отца в его годы я бы не смог. Это было время, когда система нравственных ценностей была другая, и в этой системе он старался и делать свое дело, и сохранять свои человеческие качества и национальную идентичность. Он давал нам понять, что сохранение своих традиций и обычаев, особенно родного языка – очень важно, – делится Ахмед Алиев.

Можно смело говорить о том, что Шерпудин Алиев не только внес огромный вклад в развитие медицины как науки в Чеченской Республике, но и воспитал достойных детей, своего сына, чьи дети сегодня продолжают его путь. Желаем семье Алиевых удачи в реализации их планов, новых открытий и успехов!

Тоита Абдрахманова


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:


ЧТО ЧИТАЮТ:

НОВОСТИ. Дайджест

Время в Грозном

   

Горячие новости


Это интересно

Календарь новостей

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru      checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

 checheninfo.ru  checheninfo.ru checheninfo.ru checheninfo.ru Ютуб Гордалой  checheninfo.ru Ютуб Гордалой Ютуб Гордалой checheninfo.ru

 checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"