ЧЕЧНЯ. В XIII веке монголы предприняли мощное вторжение на территорию современной Чечни и Ингушетии. Эта кампания сильно повлияла на местные народы. Предки чеченцев и ингушей оказались мощное сопротивление пришельцам. Однако сопротивление сие обошлось вайнахам очень дорого. Едва созданные ими прежде раннефеодальные государства были полностью разрушены.
Первым появлением монгольских войск на Кавказе стало прибытие разведчиков Джебе и Субэдэя в 1220-1222 годах. В 1237 году началось основательное монгольское наступление на Северный Кавказ. Монголы предприняли первые атаки: против черкесов и аланов (заметим, что в это время Аланское царство фактически было сильно многонациональным, в нем жили и вайнахи). Аланские поселения на территории нынешней Северной Ингушетии и части Северо-Западной Чечни (Магас, Алхан-Калинское городище) были полностью разрушены.
Укрепив свое господство над западными частями Терека, монголы затем двинулись на восток вдоль реки, чтобы напасть на ранние вайнахские государства Дурдзукетию и Симсир. Дурдзукетия и Симсир были также атакованы с юга и востока монгольскими войсками, недавно захватившими Дербент в современном Дагестане. Дзурдзуки не выдержали удара монголов, равнинная Дзурдзукетия пала под ударами монголов. Но ее стойкий народ выжил в горах. На стороне уцелевших дзурдзуков были леса да горы, они вели успешную партизанскую войну.
Джованни дель Плано Карпине, Папский посол к монголам, в 1245-1247 годах писал, что войска хана не смогли взять горные районы восточной части Алании (современные Чечня и Ингушетия), которые они осаждали уже 12 лет, из-за упорства защитников. Вильгельм Рубрук, посланник Французского королевства к Сартак-Хану (сыну Батыя), писал, что в восточной Алании никогда не "кланялись монгольскому владычеству", несмотря на то, что вся пятая часть монгольских армий была в то время посвящена задаче сокрушения северокавказского сопротивления. Вайнахское государство Симсир после жестоких боевых действий стало вассалом Золотой Ордой. Чтобы подчеркнуть лояльность Симсира к Орде, его правитель даже принял суннитский ислам в качестве государственной религии, хотя этот шаг был чисто символическим, поскольку основная масса чеченцев все еще была язычниками. Однако в конечном счете этот шаг оказался роковой ошибкой. Во второй половине XIV века Золотая Орда начала ослабевать.
Среднеазиатский полководец Тамерланнанес Золотой Орде крупное поражение, от которого она уже никогда не оправилась. Тамерлан использовал Союз Симсира с Ордой как предлог для войны против Симсира и дзурдзуков. Однако, несмотря на первоначальные успехи на равнине, Тамерлан столкнулись с теми же проблемами, с которыми столкнулись первые монгольские завоеватели. Тамерлан в конце концов заключил мир с чеченцами, вместо того чтобы тратить огромные силы на их завоевание.
Традиционная народная история помнит, что для того, чтобы дать мир, он подарил чеченцам свою саблю. Долгосрочные последствия монгольских нашествий Борьба с гораздо более многочисленными и хорошо вооруженными захватчиками стоила простым вайнахам больших невзгод. Эта борьба и лишения стали важной частью фольклора современных чеченцев и ингушей. Историческая связь времен и культур была разорвана. Феодальная система у вайнахов пришла в полный упадок. Союз чеченцев с грузинами после монгольского нашествия ослаб. В условиях нашествия христианство не могло удержаться в Чечне, те, кто обратился в христианство, вернулись к язычеству или обратились в ислам.
Полное разрушение государственности ингушей и чеченцев, их образа жизни, заставило выработать различные методы сопротивления. Клановая система была привязана к боевой организации. Партизанская тактика с использованием гор и лесов была доведена до совершенства. Именно во время монгольских нашествий у вайнахов появились военные оборонительные башни. Многие из этих циклопических сооружений служили одновременно и домами, и сторожевыми постами, и крепостями, из которых можно было пускать копья, стрелы.
Перенаселенность и нехватка пахотных земель заставили чеченцев разработать новые сельскохозяйственные методы для высокогорья. Конфликты между вайнахами и кочевыми народами, пришедшими в равнинную Чечню после монгольского нашествия, продолжались вплоть до 1750-1770-х годов.