ЧЕЧНЯ. В начале XIII века в Центральной Азии предводитель одного из монгольских племен Тэмуджин объединил разрозненные монгольские и тюркские племена и на курултае в 1206 году был провозглашен великим ханом под именем Чингисхан («повелитель бескрайнего как море»). После взятия Самарканда (весной 1220 года), владыка монголов отправил тумены Джэбэ и Субэдэя (тумен - высшее воинское подразделение монгольской армии числом примерно в десять тысяч человек) на запад с конкретной задачей пройти через северный Иран, покорить Закавказье, Северный Кавказ, Дешт- и-Кипчак, Русь и через три года, обогнув Каспийское море с севера, вернуться к нему.
В ходе «западного рейда» в 1222 году посланцы Чингисхана проникли в Закавказье, разбили грузинскую армию и, продвигаясь на север вдоль западного берега Каспийского моря через Дербентский проход проникли на Северный Кавказ , где встретили объединённое войско вайнахов, половцев, лезгинов и черкеских племен. Ряд чеченских устных преданий говорит об ожесточенных схватках чеченцев с монголами, пытавшимися покорить кавказские племена. Впервые они столкнулись с монголами в 1222 году, когда объединенное аланско-половецкое войско билось против двух туменов (20 тысяч воинов) лучших полководцев Чингисхана - Джэбэ и Субэдэя.
Первый бой не дал монголам перевеса и ни одна из сторон не одержала верха над другой. Тогда завоеватели внесли раскол в ряды неприятеля - они одарили половцев и обещали их не трогать. Половцы бросили союзников и разошлись по своим кочевьям. Воспользовавшись этим, монголы разбили горцев, а затем разбили и половцев. Вайнахам же, найдя убежище в горах, удалось избежать полного поражения.
Осенью 1237 года хан Батый вновь отправил часть войск под командованием Менгу-каана (Менгу-Тимура) и Кадана на Северо-Западный Кавказ в этот поход монголам удалось разгромить Аланию и её столицу Магас. Таким образом, за четыре года монголы захватили ключевые позиции на Северном Кавказе. Однако монголо-татарское нашествие не привело к повсеместному покорению местных жителей. Проезжавший в середине XIII в. по южнорусским степям Плано Карпини отмечал, что часть Алании «и доселе ещё не подчинена им (монголам)». Карпини отмечает, что монголы двенадцать лет ведут осаду «одной горы в земле аланов» и не могут её взять.
Французский посол в Монгольской империи Гильом Рубрук, в 1253-1255 гг. побывавший на Северном Кавказе, также отмечал, что горцы «всё ещё не покорены». Отмечено сопротивление горцев и в трудах арабского историка Ибн ал-Асира.
Ряд чеченских преданий говорит об ожесточенных схватках с монголами, пытавшимися проникнуть в ущелья. Предки ауховских чеченцев зафиксировали факты борьбы с захватчиками в арабоязычных хрониках. Указываются и имена предводителей ауховцев — Таймасха, Янбек, Маьда. Борьбу предков чеченцев против золотоордынских феодалов возглавили, по народной памяти, Махцур, Идиг из Нохч-Мохка и др.
Одним из лидеров чеченцев был Идиг (13 в.). Чеченцы не покорялись отрядам монгольских полководцев Субедея и Менгу. Так, из Плано Карпини известно, что горцы в течение 12 лет удерживали позиции в горах Тюллой Лам (Тебулос Мта). Оборону возглавлял Идиг.
Таймасхан (Таймасха) был главным главным руководителем ауховских сил в войне с монголами. Первые столкновения вооружённых отрядов ауховцев с монголами произошли в притеречных землях Ауха. По хронике (Ауховский общеродовой тептар) Таймсахан погиб в битве на реке Терек.
Янбек — аккинский вождь в войне против войск Золотой Орды. В конце 14 в. Янбек и его сын Маадий (Майда; Маьда) в союзе с дагестанским правителем шамхалом Казикумухским, сумели нанести ряд ощутимых ударов по вторгшимся на Кавказ войскам среднеазиатского завоевателя Тимура Тамерлана. Янбек погиб в сражений под Амарка и руководство перешло к его сыну Маадию.
Русские летописи сообщают под 1278 год о крупном восстании на Северном Кавказе в 1277 году и осаде монголами, с привлечением дружин русских князей, аланского города Дедякова. Вероятно, сюда были привлечены силы со всей Золотой Орды, и командовал ими сам хан Менгу-Тимур (1266-1280). «Славный ясский город Дедяков» пал в феврале 1278 года. Он был сожжён и разграблен. Ряд исследователей полагают, что под Дедяковым надо понимать Верхне-Джулатское городище в Северной Осетии, другие считают, что Дедяков надо искать на реке Сунжа.