ЧЕЧНЯ.Мы привыкли к слову субботник, а по существу «белхи и «субботник» одно и то же, только «вид сбоку».
Чеченское «белхи» (мн. ч.) переводится как «работы», а понятие «белхи» как институт взаимопомощи и коллективного труда, который существует в чеченском обществе с незапамятных времен, отражает уровень жизни чеченского общества и особенности социально-экономических отношений. Суть обычая в коллективной и бескорыстной взаимопомощи.
Вместе мы - сила. С давних времен, когда чеченец строил дом, собирал урожай или проводил какие - либо хозяйственные работы, оповещал односельчан о назначенном дне проведения коллективных работ - «белхи». «Белхи» могли пройти и с общинного решения на сельском сходе помочь вдове или нуждающейся семье - решить какие л. хозяйственные проблемы. В большинстве случаев «белхи» по решению сельского схода созывались обычно в случае внезапной смерти кормильца или стихийного бедствия. Это могла быть единовременная акция или кампания по оказанию помощи потерпевшему бедствие или испытывающему материальную нужду. В назначенный день (обычно в воскресный) от каждого дома села, и даже близлежащих сел, люди приезжали, чтобы бесплатно и без каких - либо предварительных условий помочь своему односельчанину, родственнику, приятелю или просто знакомому. При этом каждый знал, что завтра «всем миром» на помощь придут и к нему. Примечательно, что приглашение на «белхи» было не обязательным. Более того, если кто-либо не являлся на «белхи», его не наказывали, но его осуждало общественное мнение. В этом случае этические нормы чеченцев исходили из нравственных принципов помощи пострадавшему или бедствующему.
Продолжительность труда на «белхи» в некоторой степени была определена обычаем (от восхода, до захода солнца), но приглашение на полный день не исключало и более раннего завершения работы. Если «белхи» продолжался полный день, то обед доставлялся прямо к месту работы, причем хозяин старался угостить собравшихся лучшей пищей. Безусловно, хозяин дома должен был быть любезен, обходителен со всеми, кто пришел помочь ему; он не мог принуждать, указывать кто сколько должен работать. Чеченская этика исключала также замечания хозяина, если чья-то работа ему не нравилась.
Post scriptum. На «белхи» приглашались девушки, молодые замужние и не замужние женщины, холостые и женатые парни для того, чтобы подрастающее поколение знакомилось и общалось между собой, определяло свое «общественное лицо» в процессе не только общения, но и трудовой деятельности. Так, во время некоторых видов «белхи» (к примеру, при обмазке дома, лущении кукурузы, обработке шерсти) звучали песни, шутки, устраивались во время отдыха и танцы. Иначе говоря, «белхи» были также и местом, где молодые люди могли показать себя в труде, продемонстрировать свою ловкость, энергию, умение и навыки в трудовой деятельности. Одним словом, здесь формировалась репутация парня или девушки.