Уполномоченный по правам человека в ЧР Нурди Нухажиев о причинах последних инцидентов в странах Европы, в которые оказались втянуты чеченцы, и античеченских настроениях среди европейцев.
По тем или иным причинам в Европе оказалась значительная часть чеченского этноса – 250-300 тысяч человек. Это 15-20 % от общего числа чеченцев. По понятным причинам нам, кто живёт на своей исторической родине – Чеченской республике, конечно же, не безразлично, как сложится их судьба.
Последние инциденты во Франции, Германии, Австрии и в других странах Европы, в которые оказались втянуты и чеченцы, получили широкую огласку, усилили среди европейцев античеченские настроения. При этом, когда дело коснулось выходцев из Чечни, «забыт» и принцип презумпции невиновности и элементарные права человека. И такое отношение к чеченцам в некоторых странах Европы становится привычным делом. По всей видимости, в Старом Свете не задумываются над тем, что это, прежде всего, серьёзная опасность для будущего самой Европы, самих коренных европейцев.
Европа, на наших глазах, перестаёт быть той частью мира, которая была очень притягательной для многих людей. Она представлялась райским уголком, где человек находится в безопасности, его права и свободы надёжно обеспечены и охраняется человеческое достоинство, где есть все возможности для раскрытия потенциала человека. Казалось, в европейских странах удалось найти ту «золотую середину» между стремлениями личности и интересами общества. Но факт остаётся фактом – в Европе происходят глубинные процессы, которые стремительно разрушают эту «идиллию». И дело тут не в коллизиях с чеченцами – следствиях этих процессов. Речь идёт об устойчивых тенденциях и о том, куда они могут завести Европу.
Казалось бы, должны сработать защитные рефлексы европейской цивилизации. Но, как мы видим, такое не происходит. Первое же столкновение с так называемым исламским радикализмом показало всю слабость европейских стран: растерянное общество, импульсивные, совершенно бесцельные, неадекватные, но очень «шумные» действия государственных органов лишь подтверждают их непонимание проблемы, значит, и неспособность ее решить. Пандемия коронавируса и неизбежный экономический кризис ещё ждут Европу. Европейские страны столкнутся и с новыми социальными, политическими и другими проблемами. Справится ли с ними Европа?
Ответ на этот вопрос далеко неоднозначен. Если исходить из природы европейских обществ, из объективных процессов, происходящих в них, то появляются серьёзные опасения, что Европа начнёт дрейфовать в сторону тирании. Это кажется невероятным. Но это на первый, поверхностный взгляд. Вот что отмечается в Парижской декларации 2017 года, которую подписали общественные деятели, философы, политики Франции, Германии, Великобритании и других стран Европы: «Наднациональные институции Евросоюза обнуляют политическую жизнь Европы, предлагая на все вызовы один и тот же технократический ответ: альтернативы нет. Мы сталкиваемся с мягкой, но всё более реальной тиранией».
Так в чем же причины кризиса в Европе? Всё дело в том, что как демократия, так и современный либерализм, имеют свои «первородные болезни», которые могут проявить себя во времена кризиса. Ведь приход к власти фашистов разных мастей в той же Европе – следствие не только Версальского мира. Тоталитаризм может появиться вполне демократическим путём. И если в Европе думают, что такое повториться не может, то глубоко ошибаются.
Об опасности, что демократия может породить тиранию, давно предупреждали и мыслители той же Западной цивилизации. Вот что писал американский мыслитель Токвиль в своей книге «О демократии в Америке»: «Вся последующая книга была написана под впечатлением некоторого рода религиозного ужаса, произведенного в душе автора видом этой неудержимой революции, идущей в течение нескольких веков через все препятствия и которая и теперь видимо подвигается вперёд среди производимого ею разрушения». Политикам США, Европы, было бы очень полезно перечитать эту книгу, как впрочем и других мыслителей Запада, чтобы осознать, что происходит в настоящее время в Соединённых Штатах и в европейских странах.
В настоящее время в Западном мире, и в частности в Европе, уже идёт и всё более углубляется системный кризис. И его причины кроются в тех представлениях о демократии и либеральных ценностей, которые господствуют в западных странах. Коллизии мусульман в Европе также является следствием кризиса европейского общества. А положение чеченцев усугубляет ещё и их высокая пассионарность. У демократии есть неразрешимая проблема: стремление человека к свободе породил либерализм, который «просвещённый» Запад оторвал от своих онтологических корней. Либерализм ведет к демократии. Но всеохватывающее демократическое требование равенства уничтожает свободу. А общество, где все формально равны, представляет собой благодатную почву для возникновения тирании.
Итак, европейское демократическое здание даёт серьёзные трещины. И для того чтобы понять причины этих трещин, необходимо вернуться к содержанию демократии. Ведь как поступит любая серьёзная комиссия, если капитально построенное здание не выдержало удара стихийного бедствия? Да, она начнёт с проекта и выяснит, не было ли просчётов в нём. Так вот, если мы внимательно вновь перечитаем историю западной мысли, имея уже опыт демократии и либерализма XX века, если мы с высоты этого опыта заново вспомним провиденческие мысли тех же западных философов, то увидим – Запад не мог не прийти к историческому тупику. И этот тупик, без всяких сомнений, показывает, что человеческие цели должны быть духовными, давать содержание жизни.
Если либерализм вообще ничего не говорит о содержании жизни человека, то демократия – обожествила волю большинства, которое может нести как зло, так и добро. В этом кроется опасность демократии, которая ничем этому воспрепятствовать не может. Демократия ничего не говорит о качествах человека, она не знает качества человека. Демократия опирается на количество. Демократии не важно, что хочет человек. А хотеть он может очень разное и противоположное. И пусть всё это и будет. Вот и вся «глубина» демократии. Но разве что хорошо, а что плохо, где истина и справедливость могут определяться механическим большинством? Разве весь человеческий опыт ясно не показывает обратное? Есть ли смысл признавать неотъемную свободу и неотъемлемые права за человеческой личностью, если он есть лишь рефлекс социальной среды?
Демократия и либерализм дают человеку лишь внешнюю, публичную, свободу. Они ничего не говорят о необходимости внутренней свободы. И только религиозное сознание даёт эту внутреннюю свободу. И вот, когда либералы и демократы Европы оторвали человека, его права и свободы от своих духовных основ, и началась её деградация. Общество, где качества людей подавляются количеством, беспредельным равенством, теряет жизненные силы и в пределе превращается в биомассу. Всё меньше и меньше в таком обществе будут появляться святые, гении и таланты. И, в конце концов, такое общество духовно умрёт. Именно к такой духовной смерти идёт Европа.
Как сказано выше, демократия вообще ничего не говорит о человеке духовном, она имеет дело только с арифметическим числом. Демагогия, интересы и инстинкты масс – вот через что рождалось демократия. Главное для демократии – чего хочет человек. Его мысли, его духовный мир её не интересуют. Поэтому демократия не может не понижать человеческие качества. Значит, постепенно падает и качество демократического общества.
Если человек – природный, социальный продукт, то у него нет ни прав, ни обязанностей. Есть только интересы и притязания. Сегодня в Европе многие общественные движения, которые объявляются движениями за права человека, на самом деле ничего общего с этим благородным делом не имеют. Они и есть самые настоящие притязания без всяких обязанностей. Нынешняя Западная цивилизация рождалась в борьбе с религией, логика такой борьбы не могла не привести к языческому пониманию свободы личности. Дав человеку свободу внешнюю, публичную, она оставила его во внутреннем рабстве. Вот это внутреннее рабство ярко проявляется сегодня в Западной Европе. Поэтому очень даже логично, что именно там подвергаются обструкции всё то, что человек исторический считает вечными ценностями.
Совесть, нравственность, мораль, семья объявлены пережитками прошлого, противоестественные человеческой природе вещи – правами человека. Последнее объявляется нормой, закрепляется законом. На первый взгляд, очень трудно понять такое явное самоубийство Западной цивилизации. Но если мы вспомним, что демократия, как средство относительное, стало самодовлеющей целью, заменив собой духовные цели, то всё становится на свои места. Человек, лишённый духовных целей, оказался в пустоте, он потерял смысл жизни, сама жизнь потеряла для него всякую ценность. Осталось только искать телесные наслаждения. Круг замкнулся…
Таким образом, конфликтные ситуации мусульман в Европе не есть, как утверждают многие политологи и учёные, провал государственной политики, провал интеграции, это не влияние интернета или улицы, это, тем более, не столкновение цивилизаций. Это есть следствие цивилизационного разложения Запада, это есть следствие измены Запада своим христианским корням. Конфликты мусульман в Европе – это есть непонимание между самоуничтожающейся цивилизацией и всё ещё цельной мусульманской цивилизацией. А все радикальные случаи этого процесса – явление искусственное, преследующие низменные политические интересы. И когда президент Франции Макрон заявляет, что «ислам в кризисе», что собирается «реформировать ислам», хочется ему посоветовать – посмотрите-ка, прежде всего, всё ли хорошо в родном доме. Ведь у иммигранта в Европе только два пути: или он становится частью самоуничтожающегося общества, или, пытаясь оставаться цельной духовной личностью, неизбежно сталкивается с этой «новой», изменившей себе Европой. Европейским странам, прежде всего, нужно решить свои концептуальные проблемы. Если они это сделают, то проблемы с иммигрантами нетрудно будет разрешить. Европе нужно вспомнить, что и Римская империя, считавшаяся себя вечной, пала не столько от ударов варваров, сколько от внутренних проблем, очень похожих на проблемы современного Запада. Вспоминать уроки истории полезно всем, в том числе и европейцам.
Да, мы хорошо знаем, что у исламского мира сложные проблемы. Они очень разные у разных мусульманских народов. Напомню президенту Франции Макрону и другим его коллегам на Западе, что многие из этих проблем – следствие колониального грабежа и бесконечных войн, развязанных тем же «гуманным» Западом. Но у религии Ислам нет проблем. Поэтому Макрон может успокоиться – ему ничего не надо «реформировать» и «просвещать». Проблемы мусульманского мира – это, прежде всего, дело самих мусульман. И по воле Всевышнего мы их решим.
Важный урок истории Запада заключается в том, что демократия и либерализм, рассматриваемые не в качестве относительных средств для достижения более высоких духовных целей, демократия и либерализм не ограниченные духовными преградами, опустошают человека, общество. Это надо осознать в том числе и нам в России. Другой важный урок Запада, состоит в том, что опыт жизни человека в демократии заставляет его вспомнить, что он есть божественное создание с бесконечным духом. И если Европа вспомнит, что её главные истоки лежат в христианстве, то мы увидим вновь настоящую Европу – Европу духа. В противном случае – её ждёт угасание, продолжение духовно-нравственного падения и новые «тёмные века».
Уполномоченный по правам человека в ЧР Нурди Нухажиев
checheninfo.ru