ЧЕЧНЯ. Если политика федерального центра по отношению к Северному Кавказу не будет коренным образом изменена, то отток русского населения из региона примет необратимый характер. Если, впрочем, уже не принял - в Чечне и Ингушетии процент русских находится в рамках стратегической погрешности, а в тех национальных образованиях, где русские составляет значительную долю жителей, наблюдается неутешительная картина - представители государствообразующего народа всячески стремятся покинуть территорию северокавказских республик.Требовать сейчас или призывать русское население к возвращению на Северный Кавказ, - означает «как минимум подвергать их реальной опасности, и как максимум - это просто невозможно».
Эти внушающие опасения выводы - один из итогов трехгодичных исследований, которые провело Северо-Кавказское новостное агентство , занимающееся мониторингом положения русских в регионе. Данные были представлены на круглом столе «Три социально-политических проекта развития Северного Кавказа», который прошёл 26 марта 2013 года в Грозном в республиканском Доме печати.
«Мы зафиксировали, что наиболее тяжелое положение у русского населения в тех республиках, где русских осталось много, а в тех республиках, где их практически не осталось, там у них всё в порядке», - сообщил Валерий Коровин, научный консультант СКФОnews, директор Центра геополитических экспертиз и замглавы Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ. По словам эксперта, к тем регионам, где «у русских всё в порядке», относятся Чеченская республика и Ингушетия, где присутствие русского населения не превышает 2-3%, «причём в значительной степени оставшееся русское население ассимилировано той сильной идентичностью, носителями которой являются чеченский и ингушский этносы».
В Чечне ситуация вполне благополучна, но русские здесь «фактически занесены в Красную книгу», заметил Коровин. Наиболее же острая ситуация, по оценке СКФОnews, наблюдается в Кабардино-Балкарии. Здесь, как заявил Валерий Коровин, фиксируется «наибольшее количество столкновений, проблемных точек и обострений в отношениях между русскими и титульными этносами, в первую очередь кабардинцами».
Как пояснил директор Центра геополитических экспертиз, «в ходе общения с русскими стало понятно, что они стремятся всячески покинуть территорию Северного Кавказа», исследователи были вынуждены «пересмотреть свой подход к ситуации». И общественно-политические группы, заинтересованные в остановке оттока русских из северокавказских республик, и этносоциологи, изучающие эту проблему, делали ставку на апелляцию к политическим элитам региона. «Однако мы поняли, что эта задача неосуществима в масштабах Северокавказского федерального округа», - констатировал Валерий Коровин.
Изучение официальных данных вкупе с непосредственным общением с представителями русских общин Северного Кавказа привела исследователей к выводу: требовать сейчас или настаивать, или призывать русское население к возвращению на Северный Кавказ, - означает «как минимум подвергать их реальной опасности, и как максимум - это просто невозможно». Более того, отметил Коровин, «с момента присоединения Ставропольского края к Северокавказскому федеральному округу, большое количество русских семей покидают теперь уже и Ставрополье».
Три сценария для Кавказа.
Сбор фактов, и анализ ситуации, проведенный Валерием Коровиным и его коллегами, позволили составить прогноз -
три возможных варианта развития Северного Кавказа. Первый сценарий - это сценарий сохранения статус-кво, такой ситуации, какой она является на данный момент. «Этот сценарий я условно обозначил как сценарий потери Кавказа для России», - подчеркнул Коровин, пояснив, что он нарочно заостряет формулировку для того, чтобы обратить на неё внимание, в том числе СМИ и северокавказской общественности.
Русские, приехавшие в советские времена на Северный Кавказ, в основном по распределению, по разнарядкам, осуществляли «ускоренную модернизацию Северного Кавказа путем индустриализации» - по сути, как следствие реализации советского идеологического проекта, «Кавказ был индустриализирован еще более ускоренно, чем вся остальная Россия». После краха марксистской идеологии и одновременного разрушения единого государства со сложившимися экономическими связями, привели к тому, что на Кавказе синхронно возобладали две противоположные тенденции: с одной стороны, архаизация и возрастание религиозного фактора, с другой - стремление к созданию полноценных национальных государств на базе северокавказских республик. Сейчас, по оценке Валерия Коровина, «отток русского населения замедлил развитие региона», при этом «общество Северного Кавказа продолжает находиться на этапе потребления на уровне буржуазных индустриально развитых государств». Однако «производственный сектор постепенно приходит в состояние деиндустриализации и уже не может обеспечивать тот уровень потребления, который был на Северном Кавказе в советский период». А это означает, что обеспечить нынешний уровень потребления можно лишь постоянными финансовыми вливаниями из Федерального центра.
То есть сам по себе Кавказ не может обеспечить прежний уровень потребления для своего населения, которое стало в значительной степени городским и индустриализированным. Это означает, что в тот момент, когда финансовые вливания из центра ослабнут, станут менее масштабными, чем сейчас, общество Северного Кавказа не сможет обеспечивать себя на том уровне потребления, на котором оно привыкло существовать до этого периода. Начнутся поиски альтернативных источников поддержания этого уровня жизни. В основном такие попытки всегда заканчиваются обращением на Запад, что мы видим по республикам Закавказья и Южного Кавказа, когда в момент распада Советского Союза и потери централизованного финансирования со стороны России республики обратились на Запад, в структуры Евросоюза, сложившегося после НАТО, США и т.д. То есть смена геополитической ориентации.Для государств-наций, объединившихся в Европейский союз, единственным «архаичным» пережитком прошлого являются разве что национальные языки. Таким образом, европейцы лишились последней идентичности - гражданства.
Три сценария для Чечни. Сейчас на уровне федерального центра обсуждается вопрос, по какой процедуре должны проходить выборы глав субъектов федерации на Северном Кавказе, и должны ли главы регионов СКФО избираться так же, как и губернаторы в центральной России.
Возможные варианты избрания или назначения северокавказских лидеров стали предметом инициированной Валерием Коровиным дискуссии, в которой приняли участие профессор Чеченского госуниверситета Вахит Акаев, преподаватели и студенты ЧГУ - в том числе члены вновь созданного Студенческого евразийского интеллектуального клуба.
Первый вариант формирования региональной элиты выдвижение «лучшего из лучших» (например, в чеченском языке это определяется понятием конах). В случае вайнахских этносов лучший из лучших выдвигается на основе тейповой системы, когда представитель кровнородственного клана участвует в съезде представителей тейпов, и там выдвигается на более высокий уровень, избираясь на вершину власти на съезде лучших представителей тукхумов. Такой лидер не правит в привычном для русского человека смысле, а скорее судит, т. е. опираясь на Коран и древнюю традицию - адат, берётся рассудить сложные ситуации, с которыми к нему обращаются, являя собой высшую инстанцию принятия решений. Однако, для реализации этой модели формирования элит, как отметили участники обсуждения, должна быть восстановлена традиционная для чеченцев тейпово-тукхумная модель социального устройства.
Второй вариант, предложенный для обсуждения собравшимся молодым экспертам и политологам, это вариант назначения из центра, когда Москва присылает своего ставленника. «Желательно, чтобы он не являлся выходцем из того места, куда он назначается - пояснил Коровин, - иначе он неизбежно будет ассоциирован с одним из родов, тейпов или кровнородственных кланов, и его появление на вершине власти будет восприниматься как узурпирование власти представителем одного из множества родов». Описанная ситуация не может вести к стабильности, считает Валерий Коровин, поэтому, по его мнению, назначенец из центра должен быть русским, желательно с большим управленческим опытом. Но для реализации этой модели Москва должна представлять собой непререкаемый центр сильной власти, в ином случае, при слабой федеральной власти, её представителя в регионах Северного Кавказа не примут как непререкаемого авторитета.
Третий вариант - прямые демократические выборы. Однако, как оговорился Валерий Коровин, на Кавказе этот вариант приведёт к размежеванию внутри общества, т. к. он основан на конкуренции, в ходе которой конкурировать между собой будут не искусственный группы атомизированных граждан, а целые кровно-родственные кланы, а кое где и этнические группы или даже целые народы. «Сценарий прямых демократических выборов на Северном Кавказе чреват большой кровью, и является мечтой американских стратегов, стремящихся ввергнуть Северный Кавказ в пучину хаоса и большой крови», - считает эксперт.
В ходе обсуждения вариантов формирования элит, студентами ЧГУ был так же предложен тот, в котором федеральный центр предлагает нескольких кандидатов на выбор, а народы Северо-Кавказских республик выбирают из них уже путём прямого голосования.
«Базовый слой общества - это этнос, - напомнил эксперт базовые положения этносоциологической теории. - Следующий - надэтническое образование - народ. Этнос размыкается и впоследствии в таком виде входит в историю. Так в своё время образовался русский народ, но в то же время в России сохранилось множество этносов - на Кавказе, в Сибири, на Севере - около 200 различных этносов, которые сосуществуют с русским народом». Следующий этап - национальное государство, оно очерчено чёткими административными границами, где все этносы и народы сливаются в единую политическую нацию. Данное явление не имеет никакого отношения к культуре и традициям. При этом из множества наречий искусственно создаётся некий общий язык, этнос при этом перестаёт существовать, появление политической нации - это этноцид, в ней даже народ уже не существует. «Человек при этом, если он хочет быть гражданином, должен отказаться от своей идентичности в пользу общественного договора, ассимилироваться, - пояснил Коровин. - В Европе это произошло в течение нескольких веков».
Для государств-наций, объединившихся в Европейский союз, единственным «архаичным» пережитком прошлого являются разве что национальные языки, заметил глава Центра геополитических экспертиз. Таким образом, европейцы лишились последней идентичности - гражданства. И немец, и француз теперь граждане ЕС. Речь о народах и тем более - этносов речь уже не идёт. Это люди без идентичности, единственное, что им принадлежит - это их тело - они могут сделать татуировку, сменить пол и т. д. Более того, отметил Коровин, европейцы начинают воспринимать идентичность от приезжих - например, арабов, и не ассимилируют их, а ассимилируются сами, вплоть до обращения в ислам.
Что же касается России, то «поскольку гомогенную нацию на основе полиэтничной России создать нельзя, выходом из сложившейся ситуации является империя». Любые другие варианты применительно к нашей стране либо нереализуемы в принципе, либо приведут к катастрофе.
Эрнст Плиев evrazia.org
checheninfo.ru