Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ДАГЕСТАН. Даргинцы. Краткие сведения.


Просмотров: 1 073Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
ДАГЕСТАН. Даргинцы. Краткие сведения.Даргинцы – один из самых многочисленных народов Дагестана с численностью около 600-800 тыс. человек. Даргинцы расселены в центральной части Дагестана, включая земли почти всех природно-географических зон. Районы с даргинским (или с преимущественно даргинским) населением – Акушинский, Левашинский, Кайтагский, Сергокалинский, Дахадаевский. Многие археолого-этнические материалы и данные письменных источников свидетельствуют, что вместе с другими соседскими племенами Дагестана даргинцы входили в состав Кавказской Албании, а затем державы гуннов и Хазарского каганата. Наиболее ранние сведения (9 в.) о даргинцев встречаются в арабских источниках, которые упоминают кайтагцев и кубачинцев. Территория расселения даргинцев до середины 19 в. входила в крупное феодальное образование - уцмийство Кайтагское и союзы "вольных обществ". Этноним «дарган» впервые приводится в XIV в. в надписи на полях арабской рукописи, повествующей о нашествии Тимура на селения Дарго.

Отличительной особенностью является образный язык с огромным числом пословиц и поговорок, в то же время содержащий огромное количество диалектов — около 17 видов, довольно существенно различающихся между собой. Само название народа можно выразить пословицей «cкотина пестра снаружи, а человек изнутри». Слово «дарг» выражает эту пестроту внутри, не видимую снаружи. По современной лингвистической классификации различаются диалекты даргинского языка: собственно даргинский, кайтагский и кубачинский. Собственно даргинский язык имеет ряд наречий, из которых наиболее значительные акушинское, урахинское (хюркилинское) и цудахарское.

Даргинские ремесла. Духовная культура даргинцев характеризуется замечательными достижениями в области народного творчества, в частности, декоративно-прикладного искусства, песенно-музыкального исполнительства, поэзии, музыки, танцев. Проживая в высокогорных, горных и предгорных районах, даргинцы сумели сохранить многие формы традиционного хозяйствования и быта, культурные традиции и художественные ремесла. Даргинская материальная культура во многом близка к аварской, в ней также имеют место архаические элементы, что проявляется и в национальном костюме, и в традиционной резьбе по дереву, и в уникальной «кайтагской» и «усишинской» вышивке. Именно среди даргинского народа зародился, развился до высочайшего технического и художественного совершенства и сохранился до наших дней такой культурный феномен, как Кубачи. Но кроме Кубачи, даргинская земля еще подарила Дагестану замечательную сулевкентскую керамику, резной камень Сутбука, мечеть Кала-Корейша XII в. с уникальным стуковым михрабом, великолепных резчиков по дереву из Кайтага и Акуши, и, конечно, знаменитую «кайтагскую вышивку». У даргинцев без преувеличения золотые руки. Особого искусства народные мастера добились в обработке металлов, шерсти, дерева, кожи и камня. Профессии ювелира, оружейника, кожевника всегда были и остаются у этого российского народа в почёте. Всемирную известность имеют оружейные клинки из селений Кубачи, Харбука и Амузги.

Кстати, хотя в знаменитом "серебряном" селе и проживают даргинцы, сами местные жители предпочитают называть себя кубачинцами или "кубачинскими французами": своим грассированием местный диалект по звучанию больше похож на французский, чем на другие даргинские говоры.

Кубачинцы. Численность — по официальной статистике 100 чел, по неофициальной около 3 тыс. чел. В сочинениях историков первые упоминания кубачинцев — «зирихгераны» (перс. «кольчужники») — относятся к VI веку. С XV века они известны уже под турецким наименованием кольчужников — «кубачи». В V—X веках селение Кубачи являлось столицей Зирихгерана — сыгравшего существенную роль в истории Северо-Восточного Кавказа. В XIII веке Зирихгеран подвергся монгольскому нашествию, а в 1369 году был покорён Тамерланом, который наложил на Зирихгеран подать в виде поставок брони и кольчуг. В конце XIII- начале XIV веков Зирихгеран был исламизирован. В XVI—XVII вв. кубачинцы боролись за независимость с кайтагскими уцмиями и казикумухскими ханами. В XVIII веке Кубачи подвергся нападению иранского завоевателя Надир-шаха. К России Кубачи был присоединён в 1813 году по Гюлистанскому договору с Ираном и был включён в состав Кайтаго-Табасаранского округа Дагестанской области.
По результатам археологических исследований, художественной обработкой металла местные жители стали заниматься ещё 5 тысяч лет назад. В середине 1 тыс. нашей эры в этой местности получило развитие бронзовое литьё. К 7 веку нашей эры изделия кубачинских мастеров высоко ценились в странах Ближнего Востока и в Закавказье. Кубачи — знаменитый с эпохи средневековья на весь Кавказ и Ближний Восток центр металлообработки, оружейного и ювелирного искусства. По мнению этнографа Е.М.Шиллинга, в длительном процессе даргино-кайтагской ассимиляции Кубани удалось устоять как «элементу наиболее устойчивому и жизнеспособному, сохранившему почти неприкосновенно все особенности своей более высокой культуры».
Кубачинские мастера изготавливали холодное оружие и ножны для него. Термин «кубачинское оружие» достаточно широко известен в кругах музейных работников, коллекционеров оружия, ценителей художественного металла. Изготавливались также пряжки для поясов, газыри, серьги, браслеты. До наших дней дошли железные маски, изготовленные кубачинцами для одной древней традиции — обрядовое ряжение неженатых мужчин. Во многих селах Дагестана ежегодные сборы завершались ярким театрализованным представлением. Время совершения обряда называлось гулала-абильциль – «последние три дня неженатых».
Если мужчины-кубачинцы всегда занимались обработкой металла, то женщины ткали замечательное сукно, вязали узорные носки-джурабы, вышивали золотыми и шелковыми нитями. Золотое шитье в Дагестане сохранилось до наших дней только в Кубачи. Белые покрывала кубачинок «казы», расшитые золотым узором, — это визитная карточка аула. Белый узорчатый платок — визитная карточка женщин села Кубачи. Издревле Кубачинки покрывают голову узорчатыми платками белого цвета. Вышивка на ткани свидетельствует о семейном статусе женщины: у замужних узор отличается по ряду признаков, в том числе и размеру.
Прославило даргинцев и кожевенное ремесло. Мужские кожаные ремни богато "оснащены" гроздьями серебряных или металлических звеньев и подвесных блях. 

Усишинская вышивка. Этот вид искусства распространялся лишь в двух селах Акушинского района: Усиша и Зилмук. Особенностью вышивки являются необычный геометрический орнамент, излюбленными элементами узора являются ломаные, зигзагообразные или прямые линии. Возможно, усишинская вышивка, наравне с кайтагской сохранила наиболее архаичные черты древнего искусства даргинцев.
Усишинские вышивки выделяются среди других даргинских вышивок своим необычным геометрическим орнаментом. Предпочтение в них отдаётся чёрному, красному, зелёному, редко и розовому цвету. Излюбленными элементами узора усишинских мастериц являются ломаные, зигзагообразные или прямые линии. Многие составляющие орнамента, его композиционного ядра, повторяют нательные татуировки усишинских, зилмукских и гапшиминских женщин.
Взгляд наблюдателя выделяет из множества знаков-символов изображения тёмных окон, заполненных свастиками. Концы свастических символов иногда загнуты внутрь до пяти раз. Условно эти окна можно назвать «окнами в потусторонний мир». Стилизованные человеческие фигурки, состоящие из двух касающихся острыми концами треугольников, образуют нечто подобное русским хороводам.
Местное название вышивки — «БелкIун кIапIи» — расписанный платок. Основой усишинской вышивки, как правило, является белая хлопчатобумажная ткань. По словам усишинок, белый цвет символизирует собой чистоту и непорочность. Усишинцы, как и даргинцы-сюргинцы, в прошлом использовали вышивку-покрывало в свадебном ритуале. Перед выводом невесты из родительского дома на неё набрасывали (надевали) вышивку, сложенную в форме платка по диагонали. Считалось, что с этой минуты сакральный орнамент вышивки защитит невесту от порчи, и злые духи — вечные оппоненты человека совершенно бессильны перед магической силой знаков-символов на ней.

Сулевкентская керамика.  Один из главных центров древнего керамического производства Дагестана находился на территории Дахадаевского района. Это аул Сулевкент. Ныне развалины этого некогда известного села находятся в труднодоступном живописном ущелье между Кубачи и Шири.
Керамика Сулевкента функциональна, декор ее очень скуп, но именно в этом заключена главная ее эстетическая ценность. Внимание искусствоведов привлекает разновидность сулевкентской керамики с чертами восточных средневековых фаянсов: часть фона покрыта белым ангобом, оттеняющим подцветку прозрачной глазури. Нет ни рисунка, ни узора — лишь сочетание дополняющих друг друга силуэтов темно-коричневого и бледно-зеленого цветов. Позже в керамике Сулевкента рельефно-лепные и прочерченные узоры сменяются росписью. Роспись выполнялась темно-красной глиной. Покупателей привлекала благородная простота и размеренный ритм параллельных линий и крупных фигур узора изделий, цельно гармонирующих с формой сосуда. Роспись сулевкентских кувшинов привлекала декоративным изяществом и монументальностью, которая наносится широкими, жирными линиями при помощи кусочка войлока. Традиционная основа росписи — S-образные мотивы, волнистые и прямые линии, завитки, мазки в виде запятых. Роспись на всех сулевкентских кувшинах располагается поясом и представляет собой ряд тонких линий, обрамленных по краям более широкими полосами. Поверх такого линейного пояса наносится несложный орнамент. В отличие от керамики Баолхара, изготавливают ее только мужчины.

Традиции и обычаи. Как и у многих других кавказских народов, обычаи даргинцев связаны с неписанными правилами, адатами. Вкратце это:

- уважение старших;
- гостеприимство;
- институт куначества, или побратимства;
- социальная дистанция между мужчинами и женщинами;
- кровная месть.

Из особенностей даргинцев можно отметить, что раньше мужчины и женщины в семье принимали пищу по отдельности. Сегодня все члены семьи садятся за стол совместно.В большей части даргинского общества и сегодня есть обычай женских собраний, которые для мужчин являются запретом. В селе Кубачи даже были специальные помещения, которые называли домом женщин или домом девушек. Там собиралась вся часть женского населения. Существуют у народа и праздники только для женщин. В Кубачах также имелась специальная мечеть только для женщин.
Как и у многих кавазских народов, самым престижным праздником даргинцев являлся домусульманский праздник первой борозды, предназначенный обеспечить хороший урожай посредством системы обрядов охранительной, имитативной, плодородящей и других видов магии.

У даргинцев сохранились многие из сказочных персонажей них в жизни народа по сей день:

  • Куне, мифический персонаж, который представляет собой добрый, невидимый человеку дух. Является покровителем семейного очага и рода, приносит в дом достаток. Люди представляют его в виде высокой женщины с большим бюстом и длинными волосами красного цвета. Дух является в дома по пятницам, обитает в центральном столбе жилища. Чтобы задобрить его, хозяйки в этот день недели смазывают горячую печь маслом или куском жирного мяса. Если Куне уходит и не возвращается, это к несчастью.
  • Моиу, это духи, которые ведают рождением детей и являются покровительницами рожениц. Распространены у даргинцев-акушинцев. Люди их представляют в виде старух, одетых в черные и белые одежды. Они могут насылать на детей болезни и смерть;
  • Берхи, божество, олицетворяющее Солнце, в облике прекрасного юноши, который излучает ослепительный и яркий свет. Берхи обитает в море, заходит в него и выходит из него. Его заглатывает морское чудовище Куртма. Спасает и возвращает на землю бог Зал;
  • Бадз, божество, которое олицетворяет Луну. Представлено в виде прекрасной девушки. Существует сказание о пятнах на Луне: Базд и Берхи любили друг друга, но Бадз начала хвастаться, что она красивее Берхи и смотрят на нее больше, чем на него. Тогда Солнце бросило на Луну комки грязи, которая не смывается, от чего на ней образовались пятна. Луна обиделась и убежала от Солнца, которое позже признало свою вину и теперь пытается всегда догнать Бадз;
  • Абдал, или Авдал, покровитель оленей, туров, диких коз и бог охоты. Он заботится о диких животных, доит и пасет их, ограничивает их отстрел. Для удачи люди приносили ему жертву в виде печени или сердца убитого животного. Кости не выбрасывали и не сжигали, чтобы Абдал по ним оживил зверя.
Музыка даргинцев носила фольклорный характер. Музыкальные инструменты — щипковые (чанг, чугур — типа мандолины), смычковый (скрипка), духовые (дудка, свирель, зурна), ударные (барабан, бубен). Танцы: лезгинка, массовые ритуальные танцы («ашталаделхъ», «жамиатламекъ», «тIягьтунг», «кIукIла»), свадебный «линейный» танец сирхинцев.


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"