ДАГЕСТАН. Численность — по официальной статистике 7 чел., по неофициальной — около 25 тыс. Живут в основном на территории Кайтагского района, часть — на равнине и в городах (Махачкала, Дербент, Избербаш и др.). В 1944 году часть кайтагцев была переселена в Чечню, откуда позднее переселилась на север Дагестана.
В XIV — середине XIX веков входили в Кайтагское уцмийство, которое являлось одним из княжеских владений в Дагестане с правителем уцмием (от слова уци — брат на кайтагском). Кайтагское уцмийство — феодальное государство Кайтагцев и южных Кумыков в V—XIX веках, которое занимало территории современных Кайтагского, Дахадаевского районов и часть Сергокалинского, Дербентского и Каякентского районов Дагестана. Основное ядро Кайтагского уцмийства составляли кайтагцы.
Из традиционных видов народного искусства: резьба по камню (надгробия, детали каменных домов), по дереву (утварь, мебель, деревянные конструкции дома и т. д.), вышивание и др. В них традиционные солярные и спиральные мотивы, на стенах домов часто встречаются вырезанные фигуры людей, животных, солнечные диски, состязания, стрельба из лука и т. д. В доисламских религиозных верованиях обнаруживается специфичность отдельных элементов и обрядов.
Около крепости средневекового Кайтага, которую в середине 7 века уничтожли арабы, был обнаружен камень жителей Жалаги, древнего городища. Захватив и разрушив Жалаги, арабы убили Газанфара – правителя Кайтага (1-я треть 8 в.) и избрали своей резиденцией Кала-Корейш (крепость араб. племени корейшитов). С этого времени здесь распространилось мусульманство, однако ещё в 10 в. наряду с ним население Кайтага исповедовало также христианство и иудаизм.
Кайтагская вышивка, как и менее известная «усишинская», имели ритуальный характер и использовалась в сакральных целях при рождении ребенка, на свадьбе и в похоронах.
Кайтагские мастерицы вышивали не забавы ради. И не на продажу. Полотна, расшитые шелковыми нитями, сопровождали человека на протяжении всей жизни. В колыбели ребенка была подушка с вышивкой — в качестве оберега. Затейливо украшенное полотно непременно находилось в приданом невесты. Сопровождала вышивка человека даже в последний путь, причём его клали узорчатой стороной к лицу. Работа настолько трудоемкая, что на создание одного полотна уходило от трех месяцев до полугода.
Кайтагская вышивка напоминает наскальные древние рисунки — сплошные символы. Почти в каждой работе есть круг или овал, означающие солнце и вселенную. Крест символизирует четыре стихии или четыре времени года. Фигурки людей с опущенными или поднятыми вверх руками — отражение мужского и женского начала. Вышивка — бесконечный лабиринт, рассказывающий истории из жизни предков.
Женский костюм состоял из штанов двух видов (широких и узких), туникообразных рубах ярких тонов (красного, жeлтого, зелeного, оранжевого и т.д.), архалука, платья типа кумык. полуша (вид нераспашного платья) и платья-рубахи с отрезной талией, овчинных шуб. Головные уборы: чухта, большое покрывало ашмаг, разнообразные платки.