В СССР было принято считать, что целью политики США в отношении России после революции 1917 года было свержение советской власти или откол от советской России сепаратистских государств. Эта точка зрения часто реанимируется во многих публикациях и в настоящее время. Между тем политика США диктовалась исключительно собственными интересами, а не стремлением навредить России, которая, в чем было уверено в то время большинство западных руководителей, надолго сошла с международной арены как великая держава.
Интересы США сталкивались с интересами других держав, прежде всего Японии. В отношении России США в 1918—1922 гг. занимали позицию, противоположную позиции Японии. Американо-японское противостояние стало главным, определившим судьбу российского Дальнего Востока в те годы.
Отношение США к большевистской революции. Американская политическая элита и общественность приветствовала свержение российского самодержавия в марте 1917 года. Однако по мере развития революции в американской элите поселялась тревога. Настораживал рост влияния большевиков, их намерение вывести Россию из Первой мировой войны. В то же время США придерживались позиции невмешательства во внутренние дела России, считая, что русский народ самостоятельно выберет свою политическую судьбу.
Срыв Брестских мирных переговоров и начало германского наступления на советскую Россию в феврале 1918 года всколыхнули надежды западных политиков на продолжение участия России в мировой войне. 11 марта 1918 года президент Вильсон направил приветственную телеграмму участникам 4-го Всероссийского съезда Советов, собравшегося в Москве, чтобы утвердить (или отвергнуть) заключенный только что Брестский мир — грабительский по отношению к России.
В телеграмме выражалось сочувствие русскому народу в момент, «когда германская власть пытается уничтожить плоды свободы и подменить цели русского народа желаниями Германии». Президент Вильсон заверял, что правительство Соединенных Штатов всегда будет стоять на позициях защиты государственного суверенитета России.
Начало американской интервенции. Решение об интервенции держав Антанты в Россию с превентивной целью недопущения ее оккупации Германией и ее союзниками было принято в декабре 1917 года на совещании премьер-министра Франции, Жоржа Клемансо, с представителями британского правительства, как о том сообщил в своих воспоминаниях премьер Великобритании, Дэвид Ллойд-Джордж. Другим союзникам тоже предстояло вмешаться, если они хотели отстоять свои интересы.
Первоначально интервенция оправдывалась защитой складов с оружием и военным имуществом, поставленным странами Антанты в Россию и находившимся в портах выгрузки — Мурманске, Архангельске, Владивостоке. В марте 1918 года британские войска высадились в Мурманске по приглашению местного Совета. В апреле 1918-го во Владивостоке высадились японские войска.
С мая 1918 года предлогом для интервенции стало обеспечение эвакуации чехословацкого корпуса. В июле 1918-го правительство США распорядилось подготовить контингенты в составе союзных экспедиционных сил, намеченных к высадке в Архангельске и Владивостоке. В августе 1918 года три пехотных полка армии США выгрузились во Владивостоке. Общая численность «Американских экспедиционных сил в Сибири» составила 8000 человек. Командовал ими генерал Вильям Сидней Грейвз.
Американский корпус на Дальнем Востоке. Американские войска расположились отдельными гарнизонами вдоль Транссибирской магистрали от Владивостока до Забайкалья. Вперемежку с ними размещались японские, британские и французские части. Японские войска на Дальнем Востоке были самыми многочисленными — около 70 тыс. Номинальная власть за пределами Транссиба принадлежала казачьим атаманам — Семенову, Калмыкову, Гамову. Фактически значительную часть территории контролировали большевистски настроенные партизаны.
В 1931 году в США Грейвз выпустил книгу «Американская авантюра в Сибири», в которой не пожалел черной краски для описания зверств белогвардейцев и особенно белоказаков. «Там совершались ужасные убийства, — писал Грейвз про Дальний Восток под властью атаманов, — но совершались не большевиками, как думает мир. Буду далек от всякого преувеличения, если скажу, что на каждого убитого большевиками в Восточной Сибири приходилось сто убитых противниками большевиков».
Атаманам потворствовала японская военщина, которая в мемуарах Грейвза выступает морально ответственной за террор: «Солдаты Семенова и Калмыкова под защитой японских войск бродили по стране как дикие звери, убивая и грабя людей. Эти убийства могли прекратиться за один день, если бы Япония этого пожелала».
Американо-японские противоречия. Япония определенно ставила задачу создать на Дальнем Востоке марионеточное сепаратное государство во главе с казачьими атаманами. В ноябре 1918 года в Хабаровске было объявлено о создании федеративного Дальневосточного Союза казачьих войск во главе с Семеновым. Союз до лета 1919-го отказывался подчиняться Колчаку.
В этих условиях американские войска по инициативе Грейвза допускали тактику местных соглашений с командирами советских партизанских отрядов. При нападениях партизан на белоказачьи и японские части американцы держали нейтралитет. Были случаи передачи партизанам американского оружия.
В июле 1919 года Верховный Совет Антанты принял решение вывести из России все иностранные войска. Япония отказалась подчиниться и продолжала держать войска на Дальнем Востоке. В ответ США тоже продлили пребывание там своего экспедиционного корпуса. Последние американские войска покинули Владивосток после поражения Колчака в апреле 1920-го.
Частичное признание просоветской ДВР со стороны США. В апреле 1920 года во избежание прямого военного столкновения с Японией большевики объявили о создании буферной Дальневосточной республики (ДВР) со всеми атрибутами государственного суверенитета. Хотя ДВР не была официально признана иностранными державами, дипломатическая деятельность по выводу с ее территории иностранных (японских) войск велась интенсивно.
Большое значение имело прибытие делегации ДВР в Вашингтон на международную конференцию по проблемам АТР и ограничению морских вооружений в 1921 году. Хотя ДВР не была допущена к полноправному участию в конференции, делегация вела беседы с американскими политическими деятелями. Ни для кого не было секретом, что ДВР — это лишь маска советской власти и эти контакты в условиях отсутствия официальных дипотношений между советской Россией и США приобрели огромную важность.
Хотя в документах конференции не говорилось о необходимости очистить территорию России от иностранных войск, Япония оказалась в изоляции со своими требованиями обеспечить за собой особые права на Дальнем Востоке. Японские войска были вынуждены отказаться от активной поддержки белогвардейцев против ДВР и в октябре 1922 года покинули Владивосток.
Ярослав Бутаков - russian7.ru
checheninfo.ru