В последние десятилетия фольклористика и литературоведение Северного Кавказа обогатились новыми методологическими поисками в изучении культуры диаспоры. Как известно, переселенческое движение с Северного Кавказа в Османскую империю, охватившее в XIX в. значительную часть коренных жителей, известно в истории под названием «мухаджирство». Потомки мухаджиров, изменив этнополитическую картину северокавказского региона, нанесли огромный ущерб генофонду народов (абхазов, убыхов, адыгов), приведя к существенному уменьшению или вообще исчезновению коренных этносов.
Абхазо-убыхская культурная диаспора формировалась в течение одного столетия. Абхазский народ, рассеянный по разным странам, фактически находится на грани растворения в чужой этнической среде, но несмотря на это, представители этноса оставили заметный след в мировой культуре и художественном творчестве человечества. Среди деятелей культуры черкесской диаспоры такие имена останутся в истории как: Михри Расим Ачба, Мелих Ачба, Мехмет Тлецерук, Исмаил Боракой , Зюхдю Зейша, Исмаил Намык Зейша, Ахмет Мидхат Хагур, Хусейн Тосун Шхаплы, Хасан Амкэ, Хайрис Мелек Худж, Зубейдет Шхаплы, Хамза Шхаплы, Тефик Эсенч Зейша, Арзык Нимет Джарым, Мехмет Фуад Джарым, Фуат Сенчер, Махмуд Куадзба, Фет Хери Ашанба, Этхем-ба Маршал, Алп Хундж, Азиз Абаза, Талат Йебжьын Омар Бейгуаа и мн. др.
Первая черкесская женщина-художница Михри Расим Ачба. В турецкой периодике о ней писали, как о «первой черкесской женщине-художнице». Михри-Ханым, как ее величали в высших кругах турецкого общества, родилась в 1886 г. в Стамбуле. Отец ее доктор Ахмет Расим Пота, генерал медицинской службы, был очень известный хирург-анатом. Он был высокообразован, прекрасно разбирался в музыке, играл на многих инструментах. Ахмет имел дворцы в Стамбуле – Казыкёе и в Чамлыдже. Улица, где он проживал в Казыкёе, носила его имя. В Казыкёе родилась у него дочь Михри. Будучи сам глубоко образованным и дальновидным, Расим-паша дал детям разностороннее европейское образование и прививал вкус к европейской культуре, литературе, музыке, искусству. У Михри с раннего детства проявились способности к рисованию и живописи, она полностью ушла в искусство, проявляя очень большие способности. Главный придворный художник при дворе султана был Фауст Зонаро – итальянец по происхождению. Он первым обратил внимание на талант Михри и стал давать ей уроки рисования в Акаретлер-Стамбул. Эти занятия больше пробудили тягу Михри к европейской живописи. В то время в Османской империи даже представить было трудно, чтобы девушка занималась живописью и смогла отправиться на учебу в Европу. Некоторое время она проживала в Риме, занимаясь живописью. По истечении времени она поехала в Париж, который считался центром мировой культуры и стала жить в Монпарнасе, куда и ныне стремятся все художники мира.
В это время она познакомилась с будущим мужем, учившимся в Сорбонгне, Мюшфик Селями-беем, сыном паши из Бурсы. После Балканской войны во Францию прибыл с визитом министр экономики Турции Джавит-бей. В честь турецкого гостя в Париж был устроен прием, где он и познакомился с Михри-Ханым. Джавит-бей был передовых взглядов и проводил политику на сближение Европы и Турции. После знакомства с художницей он по телеграфу сообщил министру просвещения Турции о желательности пригласить Михри в качестве преподавателя живописи в «женскую художественную школу».
В 1914 году в Стамбуле открылась женская школа изящных искусств под руководством Михри-Ханым. С детства помимо живописи она глубоко изучала поэзию и художественную литературу.
В 1922 г. Михри после развода с мужем, эмигрировала в Европу, в Рим, где она зарабатывала на жизнь, рисуя портреты знатных людей Италии. После того, как она выполнила портрет героя Италии поэта Габриэля Д’Аннуцио, была приглашена в Ватикан к Римскому папе и нарисовала его портрет с натуры. Это была единственная женщина Востока, рисовавшая римского папу с натуры. Работа хранится в Ватикане. Имя Михри-Ханым принадлежит не только абхазам, фактически оная является первой высоко профессиональной художницей Турции. Она была первой женщиной-профессором в «Академии изящных искусств» среди мусульманских и турецких женщин. Более чем в Турции и Стамбуле, ее работы были известны в Риме.
Убых Зейша Исмаил Намык (1890-1935). Второй известный художник убых из рода Зейша Исмаил Намык учился в Париже в художественной Академии. Он работал в мастерских живописи Италии. Одно время занимался политикой социалистической партией Турции. Сам выступал как художник, журналист, писатель. По возвращении из Европы возглавил Академию изящных искусств в Стамбуле. Являлся автором целого ряда статей по искусству. Свободно владел рядом европейских языков. Он свободно владел рядом европейских языков. Он был одним из первых, кто поднял в парламенте вопрос о законе охраны защиты и развития художественных ценностей в 1933 году.
Шапсуг Ахмет Мидхат Хагур (1844-1912). Один из основоположников турецкой литературы в периоде Танзимат. В истории турецкой литературы является один период вторая половина XIX века – эпоха становления и развития просветительской идеологии, получившая название «Танзимат». Представители движения «танзимат» одну из главных задач своей просветительской программы видели в создании турецкого национального литературного языка.
Они отвергали так называемый «османский» язык, смесь турецкого, арабского и персидского, который был понятен только знати. Обращаясь к языку простых людей, Ахмет Мидхат Хагур совершенствовал его, обогащал, развивал стилистически. Это привело к тому, что в национальную литературу привнесены были новые для нее жанры: рассказы, новеллы, пьесы, повести, романы. Писатель был одним из тех, кто активно поднимал такие злободневные для турецкого общества тех лет вопросы, как рабство, эмансипация, нравственность, национальная замкнутость. Первый его сборник рассказов «Мораль рассказа» вышел в 1870 году. Он в1871 г. основал в Стамбуле типографию, где мог печатать свои книги, издавал газеты, журналы. За оппозиционные статьи был сослан на остров Родос (1873-1876). Работал корреспондентом ряда газет (1876-1888), преподавал в Стамбульском университете (1908). Мидхат – автор более 200 произведений-романов, рассказов, пьес, работ по вопросам истории, религии, философии, географии и др. Известность ему принесла серия роман6ов: «Янычары» (1871), «Второе рождение» (1874), «Хасан Меллах» (1874), «Хусейн Фемах» (1875), «Турок в Париже» (1874), «Танцовщица» (1877), «Адмирал Ванг» (1881), «Госпожа Дюрдане» (1882), «Девушка с дипломом» (1889), «Младотурок» (1908). Ахмет Мидхат переводил на турецкий язык произведения французских писателей-романтиков. Он – автор первых крупных художественных произведений о черкесах и абхазах, например: роман «Кавказ» полностью посвящен абхазам, а также пьесы: «Черкесские дворяне» и рассказы «Неволя», «Разлука», изгнанникам-горцам он посвятил произведение «Смерть в руках Всевышнего», «Честь Кавказа», «Второе рождение». Человеческое и национальное достоинство воспринималось Мидхатом не как некая абстрактная ценность, а как индивидуальная и самобытная конкретность, оплодотворяющая восприятие мира. Мидхат оказался настоящим просветителем не только адыго-абхазского народа, но и турецкого.
checheninfo.ru