Чёрное море и черкесы. До присоединения к России весь Черноморский Кавказ был несравненно гуще заселен, чем в настоящее время, адыгейскими (черкесскими) племенами. Сколько тут было населения – неизвестно, но к началу войны с горцами адыгейцев считали на обоих склонах Большого Кавказа не менее миллиона человек. Значительная часть его погибла во время длительной полувековой борьбы, сопровождавшейся набегами и разгромами аулов, и селений, гибелью хозяйства и вымиранием. Затем, в последний момент борьбы адыгейские племена целиком должны были или выселиться из всех горных аулов и селений на север, в равнину, или уходить из пределов Кавказа. Турецкое правительство предложило им гостеприимство, и тогда было зарегистрировано выселившихся в Турцию 470 тыс. человек, не считая тех, что бежали самовольно и не попали в регистрацию. Происходило это в 1864 – 1866 гг. и с тех пор край этот запустел.
Быт черноморского Кавказа. Адыге, или черкесы, в течение долгих веков своей жизни на Черноморском побережье хорошо приспособились к местным условиям, и у них сравнительно высоко стояло сельское хозяйство. При этом зерновые культуры возделывались в незначительных размерах, а было развито садоводство, виноградарство и скотоводство. По условиям горной страны и примитивных путей сообщения, совершено естественно почти отсутствовал обмен с соседними горными народами, и в хозяйстве все должно было быть свое, вся сельскохозяйственная культура должна была быть поставлена так, чтобы удовлетворять все потребности населения, численностью до миллиона человек. У черкесов было много садов, они играли в хозяйстве, по-видимому, основную роль и по качеству были недурны, судя по сохранившимся остаткам садовых зарослей. В черкесских садах преобладали высокоствольные породы, среди которых можно было пасти домашний скот. Между аулами были проведены разработанные колесные (аробные) дороги, а в менее доступных местах – вьючные тропы. Замечательно, что они были трассированы так, что некоторые из них и до сих пор сохраняются среди зарослей леса. На горных речках было много мельниц. Вода их в значительной части использовалась для орошения и частью для канализации селений.
Мухаджиры. С выселением черкесов край, как сказано, запустел: дороги постепенно разрушились, орошение исчезло, сады заросли лесом, широко использованные черкесами реки и ручьи были завалены во многих местах оползнями, и создались заболоченные места. Первыми наследниками черкесов в 1864 г. были 800 семей казаков, отставных солдат и матросов, принудительно переселенные сюда правительством. Из этих поселений создано было 12 станиц между Новороссийском и Туапсе. Эти новые поселенцы, совсем неприспособленные к горам, чувствовали себя здесь довольно плохо. Чиновничья комиссия, присланная через два года исследовать их быт, написала заключение, что «русский человек не способен удовлетворять требованиям культуры рассматриваемого края», и вследствие этого оригинального заключения в Турцию был командирован специальный агроном приглашать для поселения на Черноморском побережье армян и греков, которым предоставлялись особые льготы. С той же целью были приглашены сюда поселенцы – чехи, немцы и эстонцы. Но край все-таки оставался в запустении, и одной из главных причин этого являлось почти полное отсутствие местных дорог и всяких путей сообщения с центром. Лишь с 90-х годов прошлого века, после постройки железнодорожной линии от Тихорецкой до Новороссийска и проведения берегового шоссе от Новороссийска до Сухума, на Черноморское побережье стали притекать новые поселенцы, и началась новая культура этого края. Насколько быстро увеличивалось здесь население, можно судить по следующим цифрам отчетов губернатора во вновь образованной в 1896 г. Черноморской губернии. В 1897 г. в ней числилось 57 тыс., а в 1914 г. 194 тыс. человек.
Колонизации Черноморского края. Замечательно, что с первых месяцев империалистической войны численность населения опять быстро сократилась. В 1915 г. его было 160 тыс. человек. Это падение на 34 тыс. человек в один год произошло от того, что с началом войны с Черноморского побережья сразу исчезла вся масса строительных рабочих и пришлых людей, работавших на виноградниках. По этой цифре можно судить, с какой быстротой перед войной застраивалась и культивировалась прибрежная полоса, прилегающая к шоссе. Почти все, что создано здесь, построено буквально в какие-нибудь 15 – 20 лет, с половины 90-х годов до наступления войны. Таким образом вопрос о колонизации Черноморского края назрел вполне. Вся площадь, подлежащая колонизации, представляет собой отроги Главного кавказского хребта, спускающиеся по направлению к морю и прорезанные в том же направлении бесчисленным количеством рек и речек, ручейков и балок.
С точки зрения хозяйственной эта площадь может быть разделена на два пояса: приморский и средний – между морем и более возвышенными горными местностями.
В первом поясе можно развивать все высшие сельскохозяйственные культуры; здесь распространено виноградарство, садоводство, табаководство, зимнее огородничество. Здесь преобладают мелкие фермерские хозяйства.
Второй пояс, более удаленный от моря, тоже благоприятен для всех видов перечисленных культур, кроме зимнего огородничества. Но здесь колонизация возможна только при условии предварительного устройства хороших дорог.
Post scriptum. При всех суждениях о Черноморском крае нужно иметь в виду, что в нем необычайно трудно сообщение по линии, параллельной берегу моря. Перпендикулярно берегу протекают бесчисленные реки и речки, и по их ущельям и долинам есть возможность и теперь проникать в глубину этого края. Но соседние долины, разделенные горными хребтами, совершенно лишены сообщения друг с другом. Поэтому прежде всяких предположений о колонизации нужно проводить здесь дороги. В настоящее время на протяжении всего обширного края имеется только береговое шоссе и шоссе от Адлера в Красную поляну и одна железнодорожная линия от Туапсе до порта Адлер.