ДАГЕСТАН. Горцы любили слушать и перенимать мелодии русской и европейской музыки. Произведения Моцарта, Россини, Балакирева, Беллини и других композиторов могли заставить горца неподвижно стоять на месте час и более, пока льется музыка и есть возможность ее слушать. Взять турок или китайцев, тех больше привлекал технологический процесс изготовления и настройка музыкальных инструментов, нежели сама музыка.
Поэзия музыки, ее неравнодушный эмоциональный окрас вторил чувствам дружбы, любви, мщения, преданности горского народа. Музыка всегда несет определенный эмоциональный настрой. В этом ее прелесть и порок. В ней нет чувства лжи. Нет равнодушия. В этом плане натура горца показывает не холодный расчет, но исключительно положительную сторону.
Имам Шамиль тоже любил музыку. После высылки в Курск бывший предводитель горского освободительного движения с удовольствием посетил Итальянскую оперу. Шамиль смотрел отдельные акты опер «Columello» и «Trovatore». Игра и пение актеров растрогали грозного имама до слез. Сопровождавшие его мюриды не могли сдержать эмоций. В Москве имам Шамиль бывал в театре. Тогда шел знаменитый балет «Наяда». Он рассматривал актеров в зрительную трубу, с которой не расставался со времен Кавказской войны. В Санкт-Петербурге Шамиль удостоился посетить балеты «Катарина» и «Пери». Капитан Руновский, прознав о великой любви аварца к музыке, купил имаму в подарок орган.