ДАГЕСТАН. До 1877 года на Кумыкской плоскости располагался аул Башлы. Местные жители были свободолюбивы и воинственны, однако противостоять натиску русских военных им не удалось. Их дома, посевы, скот сгорели в огне, однако народ не забыл об этом, он сложил песню по собственной родине, в которой есть такие строки:
«Аулы сала-узденей сравняли с землёй,
Чёрные бороды стали белыми. Славные были мужчины, Ныне их топчут недостойные. Дело Махди погубили Его же собственные наибы. Славен был город Башлы, Теперь вокруг него одни обрывы. Когда мы, несчастные, родились, Широкий мир стал тесным… Неужели нам суждено Оставаться здесь, в лесу?»
Шесть лет башлинцы провели в лесных шалашах и землянках, они познали жизнь тяжёлых лишений, однако русская власть разрешила им вернуться на равнину, но им запретили восстанавливать одно общее селение.
Сначала всех башлинцев планировали расселить в шести разных местах, однако по просьбе населения было вынесено решение об основании трёх сёл – Верхнего, Среднего и Нижнего Башлы. Каждый тейп, то есть род по указу окружной администрации разделялся на три части, они жили в строго отведённом ауле месте, селиться компактно запрещалось.
Таким образом царские чиновники пыталась бороться с памятью о произошедшем в 1877 году восстании, о существовавшем, а позже разрушенном общем селе. Разделяя они хотели властвовать, однако не учли одного — может древний аул и был уничтожен до основания, но он не покорился. Башлинцы, напевая свою песню всегда помнили о том, что с ними произошло.