ДАГЕСТАН. Страницу первых фотографий о Дагестане составляют снимки 60-ых годов XIX-го века, созданные Военно-топографическим отделом Кавказского округа. Фотографы этой когорты запечатлевают архитектурные и природные пейзажи региона. В список военных и стратегических объектов входят мосты, тоннели, дороги, населённые пункты, однако кроме них на плёнку попадают сельские жители, горные виды и исторические места, по типу, аула Гуниб, где пленяют имама. В послевоенное время пишется фотолетопись разрушенного Дагестана. Из материалов того времени сохраняется четырёхчастная панорама Петровска, ныне Махачкала и Хунзаского укрепления, снятые братьями Рудневыми.
Знаменитое село Кубачи также не обходится без внимания фотоглаза. Александр Роинашвили в 1880 году приезжает из Кахетии в Дагестан, где живёт восемь лет. Он странствует по горным аулам, заглядывает в потаённые места, фиксирует их с помощью камеры. Спустя четыре года фотограф добирается до яркого архитектурного кубчинского пейзажа и отправляет его в собственную коллекцию.
Работы Александра Роинашвили удостаиваются высших императорских наград. Скоропостижная кончина мастера передаёт бесценные фотографии в наследство благодарному потомству, а они в свою очередь жертвуют негативы и фотоснимки, насчитывающие сто лет, в собственность Музея истории Грузии Роинашвили, он же Роинов кроме панорамных видов снимает старые постройки с резными рельефами, чей вид и образ запечатлевается на снимках. Со временем здания разрушаясь, исчезают и по этой причине фотографии тех лет становятся единственной памятью, где живёт дух места. Ещё одной распространённой в учебниках и интернете панорама аула становится снимок Ф. Ордена, датируемый 1890-ми годами. Между двумя снимками происходит путаница в плане авторства, они схожи по манере съёмки и временем выпуска, однако европейскому фотографу удаётся показать здание Джумы-мечети, но оставить село без нижней части.
Кубачи и фотохудожник Ф. Орден в конце ХIХ века. Коллекционеры называют его «известным французским фотографом Hordet». Судя по всему, он не выпускал камеру из рук, ведь четырёхтомный альбом этого автора открывают зрителю галерею «ярких этнических типов и тонких портретов». Снимки фотографа сегодня хранятся в собраниях музеев России, Германии, Австрии и Швейцарии Особой популярностью среди мастеров Военно-топографического отдела становится жанр этнографической фотографии. Те же самые Орден и Роинашвили создают ценные и интересные коллекции женских фотопортретов и предметов быта. Подобно старинным зданиям в потоке времени исчезают некоторые малые народы, а люди, пытаясь остановить мгновенье, сохраняют правду в снимке и ловят приметы уходящей эпохи. Каждый автор делает это по-своему: постановочная съёмка на открытом воздухе, где внимание направляется на черты лица и костюм, бытовая сцена, иллюстрирующая занятия местных жителей, студийные фотографии, передающие черты и характер человека.
Вторая половина XIX-го века становится временем, когда люди из России и заграницы буквально очаровываются Кавказом, едут туда сломя голову, фиксировать красоту. Эти года наполняются детским восторгом первооткрывателей, новое и неизведанное переносится на кусок бумаги, лежащей в руке.
В начале XX века всё меняется, фотографировать становится проще, появляется лёгкая и гораздо приспособленная для транспортировки камера «Кодак», которая увеличивает число любительских снимков. Люди пользуются приёмами профессионалов, однако по качеству далеки от композиционной точности и настоящего искусства. Фото перестаёт быть диковинкой, а становится инструментом передачи впечатлений того, кто направляет объектив.