ИНГУШЕТИЯ. С приходом к власти коммунистов по всей стране начинают распространяться лозунги, критикующие всякую религию: «Спасибо за культуру — гигантский вклад! А теперь иди на полку, где мифы стоят!», «Религия – яд, берегите ребят», «Небо осмотрели и внутри и наружно никаких богов, ни ангелов не обнаружено!». Подобных стишков в Советском союзе было полно. С подачи партии все жители нового коммунистического государства объявляются атеистами — людьми, отвергающими веру в существование божеств и бога. Только после распада страны намечается возрождение. В конце XX-го века издаётся закон «О свободе вероисповеданий, совести и религиозных объединений», что тоже отражается в российской Конституции. На сегодня ислам занимает второе место среди исповедуемых религий в России. Мусульмане активно создают исламские объединения, которые осуществляют управление в пределах какой-либо территории. Подобные веяния не обходят стороной и Северный Кавказ.
Республика Ингушетия, показывая высокий уровень приобщения к исламу, в 1993 году обретает собственный Духовный центр мусульман или иными словами Муфтият. Организация возглавляется муфтием — высшим духовным лицом — и находится в статусе самоуправления, которая на добровольных началах объединяет исламские религиозные учреждения, а также проживающих в регионе мусульман, для совместного исповедания и распространения. Муфтий наделяется правом выносить решения по религиозным и правовым вопросам, он даёт разъяснения относительно правил шариата, а также издаёт фетвы, представляющее собой некое умозаключение по той или иной проблеме. В настоящее время в Ингушетии распространён суннизм шафиитского мазхаба, однако, практикуемый в Республике вариант суфизма исповедуется не на всём Северном Кавказе. Мусульмане других частей региона не признают местного софийского братства, где сохраняется культ святых могил и родников, почитаются шейхи и их семьи. Такую форму они считают неисламской
Духовный мусульманский центр. С момента создания Духовного мусульманского центра в Республике начинают проводиться конференции, где на обсуждение выносятся различные вопросы, «касающиеся духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения», по которым выносятся постановления. Также мусульмане Ингушетии выносят решения по поводу отрицательных явлений в обществе и тем самым сильно влияют на жизнь современных ингушей. Ведь даже в общеобразовательных школах Республики преподают «Основы религии». Муфтият делает всё, чтобы распространить ислам и приобщить молодёжь к традициям и нравам, основанных на мусульманстве. После создания Духовного центра мусульманства начинается полное реформирование жизни современных ингушей. Местные обычаи и традиции заменяются новыми правилами, которые соответствуют нормам мусульманского шариата. Например, обряд сопровождения по воду, когда невеста спускается к роднику и набирает в кувшине жидкость, по решению Муфтията называется языческим, он несовместим с исламом и поэтому исключается. Таким образом разворачивается целая борьба с адатами и культурным прошлым Ингушетии. Древний и довольно-таки суровый обычай умыкания невесты, продолжающий существовать и по сей день на Северном Кавказе, выносится на обсуждение Совета алимов в 2008 году. По итогу конференции принимается запрет на кражу девушек независимо от её согласия. Даже при существующих правилах, тяжёлая жизнь в горах не даёт пережитку остаться в прошлом, поэтому борьба с ним продолжается.
Суфизм в Ингушетии представлен двумя направлениями — накшбендийским и кадирийским. Хотя первый из них имеет долгую историю существования у вайнахов, более распространен второй, идущий с середины XIX-го века от шейха Кунта-Хаджи Кишиева. В течение последних двадцати лет работа организации приносит свои плоды, члены активно решают наболевшие проблемы ингушского общества. Например, на конференции 2002 года принимается запрет на продажу алкогольной продукции на территории Республики и «показ по телевидению программ, противоречащим религиозным чувствам и национальному менталитету народа». В 2005 году решаются вопросы другого толка.Совет алимов принимают несколько пунктов, касающихся порядка проведения бракосочетания. Отныне размер калыма составляет 12 000 рублей, тот, кто совершает священный мавлид — религиозные песнопения, которые традиционно символизируют согласие сторон жениха и невесты быть вместе, не получает вознаграждения в знак благодарности, а огнестрельному оружию и салюту — вход на свадьбу запрещён! Также там прописывается и то, что невеста должна быть в национальном свадебном наряде, долгие проводы будущей супруги — это плохо, а тот, кто нарушит эти правила будет оштрафован и отлучен от населённого пункта, в котором проживает, пока, смирившись не зарежет быка или коросту, не попросит у жителей прощения и не даст обет соблюдения данных норм.
Обычаи и традиции, укоренившиеся в ингушском обществе, с каждым днём приобретают более сложную специфику, тем самым, осложняя жизнь, казалось бы, в самых обычных бытовых вопросах. Как только решения Муфтията принимаются, то они для всеобщего ознакомления распространяются по всей Республике в виде бесплатных ксерокопий, которые выдаются в мечетях на пятничной молитве, занимающей важное место в жизни мусульман. В данный день ингуши проводят время в молитвенном доме ислама, оставляя все насущные проблемы снаружи. В основном приходят мужчины, а женщины занимаются приготовлением праздничного ужина дома. Многие из них помимо чтения молитвы заходят в рядом стоящие с мечетью магазины, где приобретают религиозную литературу, аяты в виде талисманов, чётки, масла и благовония. На протяжении 2004-2005 гг. там же продавалась ежемесячная газета Духовного центра мусульман «Светлый путь», откуда жители Республики черпали информацию про деятельность Муфтията, узнавали о праздниках и событиях из мира ислама.
Ингушский исламский университет. В последнее время всё большее значение в жизни ингушских мусульман занимает Исламский институт имени знаменитого короля Саудовской Аравии Абдул-Азиза, который начинает свою работу в апреле 1994 года в станице Орджоникидзевской Сунжеского района. Основная цель существования исламского университета — это подготовка служителей мечети и религиозного персонала мусульманского вероисповедания. Изначально обучение ведётся иностранцами-арабистами, однако позже они заменяются местными ингушами, потому что зарубежные преподаватели не принимают в расчёт особенности исповедования ислама в Ингушетии, представленной в виде суфизма. Как бы не благородна идея — на неё всё равно нужны деньги. Недостаток их сказывается и на современном состоянии института, чьё здание нуждается в ремонте, даже лекторы, преподающие там — смелые добровольцы. Такое положение дел складывается по причине того, что финансирование происходит не за счёт государственной поддержки, а на основе пожертвований, поступающих от бизнесменов и различных благотворителей, однако учебное заведение закрывается и возрождается на базе филиала в городе Малгобек.
Post scriptum. Подытоживая следует отметить, что современная религиозная жизнь Ингушетии представляется исламом шафиитского мазхаба и суфизмом, который отличается от классического и имеет ряд вполне серьёзных расхождений с ним.