ЧЕЧНЯ. Руслан Шалаудинович
Хакишев — художник со своим твердым режиссерским почерком, в любом драматургическом материале он всегда отыскивает своеобразие чеченских национальных мотивов и характеров.
Руслан Хакишев - одна из ключевых фигур в истории ЧГДТ им. Х. Нурадилова. Первую постановку как режиссер осуществил на сцене театра 55 лет назад, в 1967 году, сегодня он является главным режиссером ЧГДТ. Руслан Хакишев является лауреатом Государственной премии РСФСР им.К.С.Станиславского 1977 года. С 2006 по 2010 годы был членом Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1990). Народный артист РФ (2009).
Краткие биографические сведения. Руслан Шалаудинович Хакишев родился 11 июня 1938 году в Грозном в семье руководящего работника. Шалаудин Борзикович Хакишев, отец Руслана Хакишева, работал в приемной Президиума Верховного совета республики, был старшим лейтенантом, политруком Чечено-Ингушского кавалерийского полка во время ВОВ. Мать Човка работала машинисткой в газете. Руслан Хакишев был единственным ребенком в семье. Театр маленький Руслан начал посещать еще в двухлетнем возрасте, когда родители наряжали его в национальный костюм и приводили на спектакли. В 1944 году семья Руслана Хакишева вместе со всеми остальными чеченцами и ингушами была выслана в Среднюю Азию. Весной 1945 года его семья получила извещение о гибели отца в бою под Одессой. В городе Кызыл-Орде, где он жил с матерью и родственниками, работала казахская театральная труппа. Его мать целый день проводила на тяжелой работе, и он оставался под присмотром тети Шахраз, которая была костюмершей в казахском театре и брала его с собой на работу. В том же городе Р.Хакишев пошел в первый класс средней школы им.Ленина.
После восстановления Чечено-Ингушской АССР семья Хакишева вернулась на родину. В 1957 году он успешно сдал экзамены на филфак Грозненского педагогического института, но, узнав о наборе абитуриентов в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, ныне – РГИСИ) с группой абитуриентов поехал в северную столицу. В 1962 году Руслан Хакишев окончил факультет драматического искусства ЛГИТМиК (мастерская И.Савельева, В.Стржельчика и В.Петрова), а в 1968 году – режиссерский факультет того же института (мастерская М.Сулимова). Вернувшись в театр на должность режиссера, Хакишев начал воплощать художественные принципы ленинградской театральной школы на сцене Чечено-Ингушского драматического театра.
Первые шаги на новом поприще оказались нелегкими. В театре его знали в основном как комедийного актера, и признавать в новом качестве не спешили. На сцене Чечено-Ингушского театра работали актеры разных школ: московской, ленинградской, тбилисской, мхатовской, а также актеры, прошедшие подготовку непосредственно при самом театре. Пестрый состав труппы порождал определенные сложности. В некоторых спектаклях трудно было создать необходимый единый ансамбль, потому что ощущалась явная разница в манере игры, неоднородность сценических приемов.
Дебютом режиссера стал спектакль «Кровавая свадьба» Ф.Гарсиа Лорки. Р.Хакишев в первую очередь поставил перед собой задачу по формированию «единства стиля, единого подхода к материалу». После первых репетиций, когда контакт с коллективом был установлен, режиссер начал индивидуальную работу с каждым актером. Уже тогда стало ясно, что Руслан Хакишев – режиссер-импровизатор, который дает свободу фантазии актера, что он способен умело извлечь из примитивного материала яркий образ. Хакишев всегда любил работать с этюдом, что помогало ему раскрыть актера в полной мере. Блок первых работ Руслана Хакишева в Чечено-Ингушском театре составили спектакли, весьма разнообразные по драматургическому материалу, жанровым и стилистическим особенностям: «Кровавая свадьба» Ф.Гарсиа Лорки, «Усатый Мирза» В.Вайнштейна и Н. Музаева, «Пир во время чумы» А.Пушкина, «Бессмертные» А.Хамидова, «Песни вайнахов» Р.Хакишева.
Р. Хакишев и «Кровавая свадьба». Подлинное утверждение новой национальной эстетики героико-романтического стиля на сцене Чечено-Ингушского театра все-таки связано не столько с работами Солцаева, сколько с появлением в 1967 году дебютного спектакля Руслана Хакишева «Кровавая свадьба» Ф.Г.Лорки.
Героико-романтическая тема становилась главным трендом и в творческом поиске Чечено-Ингушского театра, и основание ему заложил именно спектакль «Кровавая свадьба», доказавший способность театра глубоко раскрыть высокое поэтическое звучание сложной западной пьесы. Постановка одного из шедевров мировой классики – «Кровавой свадьбы» Гарсиа Лорки стала этапным явлением в чеченском сценическом искусстве, определив новый уровень постановочного и актерского мастерства театра. Руслан Хакишев в сложном драматургическом материале четко видел современные мотивы, черпал в них вдохновение. Он творчески заряжался от работы с актером, любил теребить его, всячески раскрывать в нем художника, создателя собственного образа.
Режиссура Хакишева отличается свободой и неисчерпаемой фантазией, игривостью и легкостью. Он умеет воспитывать в актере единомышленника и сотворца. Р.Хакишев, работая с любым драматургическим материалом, всегда отыскивает в нем своеобразие чеченских национальных мотивов и характеров. Если ставит трагедию, не любит уныния, сохраняя праздничную игровую театральность, но не терпит бессмысленных приемов и «фокусов». Для Хакишева театр – всегда поиск ответов на сложнейшие вопросы: что делает человека счастливым? Что формирует или приводит к краху личность? Неотъемлемой принадлежностью каждого его спектакля, исполненного возвышенных чувств, были и остаются гражданственность, любовь к родине, желание творить и жить честно.
За время своей работы Р.Хакишев привлек к театру много разных режиссеров и драматургов, воспитал целую плеяду талантливых и известных актеров, объединил старое и молодое актерские поколения, поднял театр на новый, более высокий художественный уровень. В эти годы Хакишев решил самые высокие художественные и нравственные задачи – вывел на сцену доселе запретную тему репрессий чеченского народа («Когда рушится мир», 1989) и («Один лишь Бог» 1991) и всесторонне ее раскрыл.
На примере творческого пути Руслана Хакишева можно проследить, как в пространстве одного из российских национальных театров на разных этапах его полувековой истории режиссер разрабатывал национальную тематику («Когда рушится мир», 1989 и «Один лишь Бог» 1991), в эстетике европейского театра заново возрождал звучание национального мелоса («Земля отцов», 1987), предпринимал сценическую реконструкцию национального фольклора («Песни вайнахов», 1976). Руслан Хакишев добился всероссийского признания значимости чеченской театральной режиссуры. Он поставил ряд спектаклей, в которых звучали истинный патриотизм, любовь к родине. Р.Хакишев первым образными художественными средствами, опираясь на фольклорные и ритуальные традиции, проецируя их на темы новейшей истории ЧР, разработал национальную тему в чеченском театре и сделал это через преломление народной культуры разных времен в современность. В его спектаклях звучит сострадание, обращенное к своему народу через чеченские песни, танцы и ритуалы.
Руслан Хакишев первым привлек внимание театральной публики к удивительному мелосу чеченского языка, открывая его звучание в театре через обращение к национальному эпосу, притчам и легендам. Он стал первым режиссером, последовательно и скрупулезно извлекающим старые, уже забытые чеченские выражения из древних преданий и легенд, и использующим их в своих постановках. Он занимался сценической трансформацией чеченского фольклора в такие спектакли, как «Песни вайнахов», «Земля отцов», «Один лишь Бог». В этих этапных работах он заново открывал со сцены лучшие традиции и обычаи своего народа или его пороки. Так, в комедии «Бож-Али» А.Хамидова он уже десятки лет подряд выводит на суд зрителя алчность общества, его гордыню и высокомерие.
Руслан Хакишев – это целая эпоха, связанная с возрождением и развитием чеченского театра после известных военно-политических событий, происходивших на территории Чеченской Республики. На его счету около ста спектаклей, среди которых сложнейшие постановки русской и зарубежной классики: «Кровавая свадьба» Г.Лорки, «Мнимый больной», «Скапен, спаси любовь», «Лекарь поневоле» Ж.-Б. Мольера, «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, «Пир во время чумы» А. Пушкина, «Ревизор», «Женитьба» Н.Гоголя, «Женитьба Бальзаминова» А.Островского, «Предложение» и «Юбилей» А.Чехова, «Маскарад» М.Лермонтова и много других выдающихся театральных работ. Во многом сам Хакишев способствовал развитию национальной драматургии – в спектаклях «Песни вайнахов», «Земля отцов», «Один лишь Бог», «Когда рушится мир» и других он выступил и в качестве драматурга.
Руслан Хакишев – художник со своим твердым режиссерским почерком, осуществившим ряд постановок, который отличает современное звучание поднятых проблем, внимательное отношение к литературному материалу, над которым он работает, зрелищность и образность сценической формы.
Р. Хакишев – разноплановый режиссер, он работает в широком жанровом и стилистическом диапазоне, сочетая в своих спектаклях различные режиссерские приемы – от бытовых до символистских. Однако, выстраивая национальную поэтику чеченского театра, он, как ни парадоксально, придерживается при всем том многих классических традиций русской театральной школы. Его спектакли, даже трагические, всегда наполнены светлыми мыслями и глубоким смыслом, его режиссерские решения метафоричны, а актерские образы, созданные в совместной работе с ним, всегда глубоко человечны и психологичны. В спектаклях Хакишева нет четкой графичности, монументальности, тщательно выверенной формы, а есть сплетение разных мизансценических узоров, каждый из которых поддерживает один мотив, одну историю, а соединяясь вместе, они создают замысловатое и очень глубокое произведение.
Зухра Масарова, актриса ЧГДТ им. Х. Нурадилова
checheninfo.ru