ЧЕЧНЯ.Решение о штурме Грозного было принято 26 декабря 1994 года на заседании Совета безопасности РФ. План взятия города в ночь на 1 января предусматривал действия группировок федеральных войск с четырёх направлений:
«Север» (под командованием генерал-майора К. Пуликовского) «Северо-Восток» (под командованием генерал-лейтенанта Л. Рохлина) «Запад» (под командованием генерал-майора В. Петрука) «Восток» (под командованием генерал-майора Н. Стаськова)
Перед войсками стояла задача — продвигаться в указанные районы, нанося превентивные удары при помощи артиллерии и авиации по вооруженным формированиям. В то же время, Объединённая группировка столкнулась с неожиданным сопротивлением, причём даже за пределами Чечни. Не было и не могло быть никакого «походного марша».
Войска, двигавшиеся с севера, беспрепятственно прошли по территории Чечни до населенных пунктов, расположенных примерно в 10 км к северу от Грозного, где впервые столкнулись с вооруженным сопротивлением.
Колонна российских войск, двигавшаяся из Дагестана, была остановлена еще до пересечения ею границы с Чечней, в Хасавюртовском районе, где проживают в основном чеченцы-аккинцы. Толпы местных жителей блокировали колонны войск, при этом отдельные группы военнослужащих были захвачены в плен и затем переправлены в Грозный. С этого направления российские войска так и не зашли в Чечню.
На Владикавказском направлении продвигался сводный отряд из подразделений корпуса генерала Трошева Геннадия Николаевича. Они шли по маршруту Чермен-Новый Шарой-Алхан-Юрт. 11 декабря к полудню пришел доклад: местные жители остановили колонну при въезде в город Назрань. Под управлением вооруженных ингушских милиционеров люди перевернули шесть автомобилей, десять сожгли. А к вечеру колонна обстреляли из леса. При этом был убит рядовой Виталий Масленников. Этот солдат стал первым в российской армии в корпусе генерала Трошева, а, возможно, и всей Первой чеченской военной кампании жертвой.
В других направлениях армия встречала то же сопротивление. Многие офицеры тогда ощущали какую-то тревогу, это усиливало неразбериху. И технике доставалось. ... Местные жители выскакивали и прокалывали колеса заточенными штырями, либо крючьями обрывали шланги тормозов. Это, к примеру отмечалось в письменных свидетельствах того периода, в которых нередко отмечалось, что что солдаты сами показывали место, которое нужно перерезать. Никто не хотел ехать на абсолютно непонятную и ненужную войну.
Post scriptum. Трудно сказать, почему этого не учли командовавшие операцией министр обороны Павел Грачёв и начальник Генерального штаба Анатолий Квашнин, но факт состоит в том, что в город пошли силы, не готовые к серьёзному сражению. Судя по всему, предполагалось, что чеченцев ошеломит вид многочисленной бронетехники и они не окажут серьёзного сопротивления. Беспечность стоила дорого. Войсковые колонны, неся потери в живой силе и технике, подошли к Грозному только через две недели и в разное время. В частности, наиболее успешно выдвигавшаяся северная группировка подошла к рубежу в 10 километрах от Грозного только к 20 декабря. В целом на этап выдвижения и блокирования войскам понадобилось 16 суток (вместо трех планируемых). 26 декабря этап выдвижения войск и изоляции Грозного был в основном завершен.