ЧЕЧНЯ. План операции в целом был разработан к 5 декабря 1994 года. К этому времени считались завершенными основные мероприятия по подготовке войск. В соответствии с распоряжением министра обороны П. Грачева, в трех районах, прилегающих к Чечне (с севера, со стороны Ингушетии и Дагестана), с 1 декабря создавалась группировка из армейских частей, внутренних войск и спецподразделений.
- На моздокском направлении — группировка № 1 под командованием первого заместителя командующего войсками СКВО генерал-лейтенанта В. М. Чилиндина включала: от СКВО—сводный отряд 131 омсбр, 481 зрп 19 мед, исб 170 исбр, сводный отряд 22 обр СпН; от ВДВ — сводный пдп 106 вдд, сводный пдб 56 овдбр; от внутренних войск МВД— 59, 81, 451 пон, 193 обон. Всего на моздокском направлении насчитывалось: личного состава — 6567 человек, танков — 41, БТР — 99, БМП (БМД) — 132, орудий и минометов — 54.
- На владикавказском направлении — группировка № 2 под командованием заместителя командующего Воздушно-десантными войсками генерал-лейтенанта А. А. Чиндарова включала: от СКВО — сводный отряд 19 мед, зрдн 933 озрп 42 АК; от ВДВ — сводный пдп 76 вдд, сводный пдп 21 овдбр; от внутренних войск МВД — 46, 47 пон и 7 отряд СпН. Всего на этом направлении насчитывалось: личного состава — 3915 человек, вертолетов — 14, танков — 34, БТР — 67, БМП (БМД) — 98, орудий и минометов — 62.
- На кизлярском направлении — группировка № 3 под командованием командира 8 гв. АК генерал-лейтенанта Л. Я. Рохлина включала: от СКВО — сводный отряд 20 мед; от внутренних войск МВД—49, 57, 63 пон. Всего на кизлярском направлении привлекалось: личного состава — 4 053 человек, вертолетов — 16, танков — 7, БТР — 162, орудий и минометов — 28.
Таким образом, к началу операции Объединенная группировка федеральных войск в Чечне в своем составе насчитывала: личного состава — 23,8 тысячи человек (в том числе Вооруженные Силы — 19 тысяч, внутренние войска МВД — 4,7 тысячи), вертолетов — 90 (из них 47 боевых), танков — 80, ББМ — 208, орудий и минометов — 182.
Несмотря на относительную не многочисленность группировки (по разным источникам, от 13 до 23 тысяч человек; для сравнения — в русском Кавказском корпусе во время войны 1817—1859 гг. и в операции НКВД по депортации чеченцев и ингушей в 1944 году участвовали группировки войск численностью около 200 тысяч человек), в связи с разносторонностью предстоящих задач состав ее был крайне разнообразным. Для проведения операции привлекались соединения и части всех видов Вооруженных Сил, пограничных и внутренних войск, силы и средства ФСБ и МЧС.
Была организована и велась интенсивная наземная и воздушная разведка, усиливались пограничные посты, была поднята авиация ПВО.
Основной базой доставки российских частей, вооружения и военной техники стал военный аэродром в Моздоке (Северная Осетия). Внешнее кольцо блокирования предусматривалось создать силами частей внутренних войск МВД с востока по рубежу: Петропавловская, левобережье р. Аргун, Нижний Герзель, Герзель-Кутан; с запада по рубежу: Зебир-Юрт, Долинский, Новый Редант; с юга: от Назрани до Ассиновской, Бамут, Новый Шарой, восточная окраина Самашек; с севера по рубежу: Братское, Верхний Наур, восточная окраина Галюгаевского, Ленпоселок, Подгорное, Кень-Юрт.
Для создания внутреннего кольца блокирования непосредственно по окраинам Грозного планировалось привлечь сводные отряды 19, 20 мед, 76, 106 вдд, 131 омсбр, 21, 56 овдбр.
Выдвижение группировок войск планировалось осуществить по шести маршрутам: два из Моздока на Первомайское (№1 и № 2); два из Чермена на Алхан-Юрт (№ 3 и № 4); № 5 из Кизляра на Новогрозненский; № 6 из Терекли на Петропавловскую. Протяженность маршрутов составляла: 1-4— 80-90 километров, 5—6 — 110-190 километров.
Разработанный Генеральным штабом замысел операции был утвержден 29 ноября 1994 года на заседании Совета Безопасности Российской Федерации. Учитывая, что операция должна была проводиться на территории СКВО с привлечением значительного количества соединений и частей округа, детальное ее планирование, подготовка группировок и руководство войсками при выполнении задач были возложены на управление СКВО. 30 ноября 1994 года директивой министра обороны № 312/1/00148Ш эти задачи были поставлены командующему войсками СКВО. Решение на операцию предписывалось доложить 5 декабря 1994 года.
Моздок. По прибытии в Моздок 5 декабря министр обороны после заслушивания командующего СКВО и командующих группировками войск на направлениях утвердил Решение на операцию командующего войсками Северо-Кавказского военного округа генерал-полковника А. Митюхина, осуществлявшего в тот период руководство Объединенной группировкой войск. Ему предоставлялись все полномочия по решению вопросов, связанных с подготовкой и проведением операции, включая кадровые. Это касалось войск, сил и средств других министерств и ведомств, привлекавшихся для решения задач в Чеченской Республике. В целях сохранения личного состава и обеспечения безопасности населения предусматривалось ночные действия не вести.
Министром обороны было приказано завершить планирование операции к 14.00 6 декабря 1994 года. Им был определен порядок дальнейшей работы: завершение сосредоточения войск — к исходу 6 декабря, создание группировок — к 7 декабря, проведение смотров готовности частей — 8 декабря. Готовность к выдвижению войск была назначена на 5.00 11 декабря 1994 года.
В управлениях Генерального штаба были созданы оперативные группы по круглосуточному контролю за обстановкой в Чечне и ходом реализации плана операции.
Встречи. Продолжавшиеся попытки найти компромиссное решение путем переговоров по-прежнему оказались безрезультатными. Выполняя поручение Президента, министр обороны П. Грачев 6 декабря в Моздоке встретился с лидерами чеченской оппозиции У. Автурхановым, С. Хаджиевым и Б. Гантемировым. В тот же день состоялись его переговоры с Джохаром Дудаевым, который заявил, что не может выполнить предъявленные ему требования по разоружению и роспуску незаконных формирований. Бесплодная потеря времени только усложняла ситуацию, в том числе и военную. По данным разведки, в Чечне шло повсеместное строительство укреплений, сколачивались все новые формирования, отовсюду слетались наемники. Все более активизировалась пропагандистская работа дудаевского руководства среди населения Чечни и прилегающих районов.
Нельзя сказать, что планирование и подготовка операции протекали гладко. Сам факт вооруженного характера операции будоражил умы как политиков всех мастей, так и генералитет силовых ведомств. В Министерстве обороны обсуждались различные варианты операции, некоторые из которых теперь следует признать более приемлемыми. Но утвердили именно тот, который был рассчитан на предельно сжатые сроки ее проведения.
Отказ заместителя Главнокомандующего Сухопутными войсками генерал-полковника Э. Воробьева от предложения взять на себя командование проведением этой операции и последующая критика всего плана операции послужили причиной его увольнения. Мнение Воробьева относительно плана операции, в основе которого была мысль о необходимости увеличения сроков на подготовку участвующих в ней войск, было воспринято Генеральным штабом как официальная позиция Главкомата Сухопутных войск, руководимого тогда генерал-полковником В. Семеновым, представителем одной из кавказских национальностей. В результате Главное командование Сухопутных войск оказалось фактически отстраненным от участия в организации и планировании операции и выполняло лишь функции доукомплектования, доподготовки и поставок в зону конфликта общевойсковых подразделений и необходимых средств обеспечения.
В Грозном в этот период шла активная подготовка к обороне. Создавались завалы и баррикады, дооборудовались огневые точки, минировались подходы к особо важным объектам. Вывозились из города в сельские районы чеченские семьи. Одновременно формировались отряды ополчения, в места их дислокации направлялось вооружение и боеприпасы. По имеющимся данным, дудаевские вооруженные формирования, включая ополчение, перед началом операции насчитывали около 30 тысяч человек и около 2 тысяч наемников. Характеризуя обстановку накануне операции, П. Грачев на совещании в Министерстве обороны отмечал, что к этому времени была создана группировка федеральных сил в количестве 23,8 тысячи человек, в том числе Вооруженных Сил — 19 тысяч человек.
checheninfo.ru