Основным противоречием в русско-иранских политических отношениях первой половины XIX века являлась борьба за овладение Закавказьем. Иран рассматривал закавказские государства как своих вассалов, несмотря на то, что многие из них были независимы. Россия стремилась обладать Закавказьем по военно-стратегическим соображениям, оно должно было прикрывать русские владения с юга. В связи с этим в правящих кругах России стал разрабатываться план о присоединении земель по Каспию и создания в Закавказье зависимых от России государств.
Противостояние России и Ирана за влияние в Закавказье.
Иран не сразу осознал опасность распространения военнополитического и экономического влияния России на Кавказ и Среднюю Азию. Прикаспийские провинции Астрабад и Мазендеран были основной опорой территорий Каджаров, и в то же время играли важную роль в иранороссийских отношениях, поэтому Россия была одним из первых государств, с которыми они установили дипломатические контакты. Каджары были заинтересованы в поддержке России: признание их правителями прикаспийских провинций со стороны России укрепляло авторитет и положение каджарских ханов.
Российское правительство умело использовало такое тяготение в своих интересах, выступало в роли защитника христианских народов Кавказа. В ответ на обвинения иранского правительства в захвате чужой территории иранскому послу в 1816 г. было заявлено, что Россия ввела свои войска в Грузию «дабы охранить землю, с давних пор вверившую себя ее покровительству, и защитить единоверный народ от неправильного нападения Ага-Мамед-хана, угрожавшего оному совершенною гибелью. После смерти его и вследствие бывшего в Персии междуцарствия, разные области добровольно поступили в ее подданство и сии связи утверждены торжественными с ними постановлениями... Одно только ханство Ганджинское, было покорено силою оружия, можно почесть завоеванным».
Такие же объяснения давались официальными русскими властями и ранее. В Манифесте Павла I о присоединении Грузии, подписанном 18 декабря 1800 г. и опубликованном в Петербурге 18 января 1801 г, а в Грузии — 16 февраля 1801 г., говорилось, что российское правительство согласилось на присоединение Грузии к России по просьбе грузинского народа и царя Ираклия в целях защиты Грузии от нападений извне и сохранения порядка внутри страны.
Русско-иранская война и ее причины.
В острую политическую борьбу были вовлечены Грузия, Армения, мусульманские ханы. Желание Ирана во что бы то ни стало подчинить Грузию и удержать под своим влиянием мусульманские ханства Закавказья, рассматриваемые Тегераном как неотъемлемая часть Ирана, и экспансия России в Закавказье неизбежно должны были привести к военному столкновению Ирана с Россией.
Готовясь к войне, Иран попытался привлечь к антирусской коалиции Турцию и мусульманских ханов Закавказья. В 1803 г. в Константинополь были посланы агенты Ирана с предложениями о совместном выступлении против России. В фирманах шаха, рассылаемых по всему Закавказью говорилось о скором походе шахских войск в Грузию. В то же время Иран пытался заручиться поддержкой Франции и Англии. В 1793 г. Франция направила в Тегеран свою миссию. Но посольство окончилось неудачей.
Завоевания Франции в Европе и Египетская экспедиция Наполеона сплотили Англию, Австрию, Россию и Турцию в антифранцузском союзе 1798 г. Особое беспокойство в отношении франко-иранских связей проявляла Англия, которая усматривала в планах Наполеона прямую угрозу своим позициям в Индии. В ноябре 1800 г. в Тегеран в сопровождении огромной свиты и военного отряда прибыл представитель английского правительства капитан Джон Малькольм. Его переговоры с иранским правительством закончились подписанием в январе 1801 г. политического и торгового договоров. В результате отношения Ирана с Россией в начале XIX века обострились. В мае 1804 г. иранский шах Фатх-Али потребовал немедленного вывода русских войск из Грузии и Гянджинского ханства. Это послужило поводом для начала русско-иранской войны.
Война началась в июне 1804 г. с вводом русских войск в Гянджу. Иранские войска (около 40 тыс. чел.) во главе с наследным принцем Аббас-мирзой сосредоточились около Тебриза. В Закавказье были посланы многочисленные иранские агенты с воззваниями Аббас-мирзы о намерении Ирана пойти на Гянджу и Грузию и изгнать из Закавказья «неверных». Иранские власти потребовали покорности от всех ханов и содействия иранским войскам в их борьбе с русскими. В лагере Аббас- мирзы находился грузинский царевич Александр (сын Ираклия II), бежавший в Иран и признанный там «вали» (правителем) Грузии.
Военный план Ирана заключался в следующем: с разных сторон (от Карабаха и Эривани) войска под командованием Аббас-мирзы должны были вторгнуться в Грузию, вслед за этим в Закавказье должны вступить войска шаха, чтобы восстановить господство Ирана над Грузией и всеми закавказскими ханствами.