ИНГУШЕТИЯ. Ингуши являются достаточно молодыми мусульманами. Они приняли ислам в 1847 . Трижды имам Шамиль пытался насильно насадить ислам на ингушской земле и трижды ее жители давали ему грозный отпор. Лишь идеи мирно пришедшего на ингушские земли суфия Кунта-Хаджи Кишиева, ставшего впоследствии одной из важнейших фигур кадирийского тариката и получившего статус святого, приняли ингуши и значительная часть чеченцев. Особенности его учения оказались близки их традиционному самосознанию.
В современном мире существует около 15 разновидностей суфийских тарикатов (тарикат — от араб. «путь», «дорога», т.е. дорога к истине). В Ингушетии представлены накшбандийский и кадирийский тарикаты. Характерной особенностью кадирийского тариката является громкое исполнение зикра [Албогачиев 2012: 18]. Зикр — многократное повторение определенных слов и фраз, включающих имена Всевышнего, имена пророка Мухаммада (С.А.С.), подкрепленное определенными круговыми движениями. Цель зикра — погружение в созерцание Всевышнего. Именно этому громкому исполнению зикра, а также соблюдению этических норм ислама Кунта-Хаджи и обучал своих последователей.
Кунта-Хаджи — чеченец по национальности, родился 11 июля 1800 г в селении Илсхан-Юрт. С ранних лет он отличался строгой нравственностью, проницательностью. Получил духовное образование. Сначала был последователем Гези-хаджи — шейха накшбандийского тариката из селения Зандак. В конце 50-х годов XIX в. совершил хадж. По возвращении на родину стал проповедовать учение кадирийского тариката [Ислам… 2006: 227].
Изучая проповеди святого шейха можно обнаружить, что они основаны на прочном фундаменте основных религиозных ценностей: «Хотите любить Всевышнего Аллаха — любите справедливость. Желайте своему брату того же, что желаете себе» — говорил шейх. Подобная идея «золотого правила нравственности» является ключевой во всех религиозных традициях.
«Не старайтесь быть богаче, выше, сильнее других. Делитесь с бедными всем, чем одарит вас Всевышний», «злого победи добротой и любовью <…> Неверного победи верой» [Акаев 1994]. Формирование мотивации бескорыстной помощи другим является одной из основных идей в учении Кунта-Хаджи: «Не оставляйте никого из братьев своих в голоде, холоде, нищете и в униженном состоянии», «будьте милосердны к сиротам, больным, бедным, немощным», «будьте трудолюбивы», «проводите больше времени в молитвах».
«Стыдно и грешно менять каждый день одежды и проходить с высокомерием мимо тех, кто уже давно ходит в рваных одеждах. Стыдно и грешно стоять рядом с босоногим в доро- гой и красивой обуви. Стыдно и грешно пытаться выделяться от других высокой дорогой шапкой» [Там же].
Идея миротворчества является одной из основных в учении Кунта-Хаджи: «Война — дикость. Удаляйтесь от всего, что на- поминает войну, если враг не пришел отнять у вас веру и честь. Ваша сила — ум, терпение, справедливость». <…> «Ваше ору- жие — чётки» [Там же].
Шейх выступал против градации людей по сословным, на- циональным, внешним религиозным признакам: «Не делите лю- дей на князей и рабов, на местных и пришлых <…> Уважайте всех устазов, все учения, не враждуя и не пренебрегая мнением каждого. К истине ведут много дорог, лишь бы в главном они сходились». «Единственное богатство, которым нужно дорожить, — это души людей, избравших верную, угодную Всевышнему Аллаху дорогу» [Там же].
Кунта-Хаджи также говорил о высокой значимости духовных ценностей над земными: «Кусок золота и ком земли имеют одинаковую цену. Нельзя жалеть о земных потерях, глупо радоваться мнимым земным обретениям».
Шейх проповедовал заботливое отношение не только к людям, но и к животным, растениям: «Любите животных, которые рядом с нами и вокруг нас, горячей любовью. Заботьтесь о них правильно и своевременно». «Все растения тоже живые и тоже имеют душу, <…> надо любить их и относиться к ним, как к хорошим друзьям» [Там же].
Интересно также особое отношение шейха Кунта-Хаджи к воде, он считал, что нельзя менять русло рек, что воду не стоит пачкать, смывать в нее грязь [Там же]. В своих проповедях шейх подчеркивал, что внешнее выражение религиозности менее значимо, чем внутреннее: «Носите чалму не ради славы и видимости, а как знак любви к Всевышнему и исламу. Не торопитесь обвязать чалмой голову. Обвяжите ею сперва свои сердца». «Помните всегда, всюду, где бы ни были и что бы ни делали, об Аллахе, — проповедовал шейх, — всё делайте во имя Аллаха и ради Аллаха. В этом главное предназначение человека. Смело и упорно идите дорогой тариката, и она непременно приведет вас к хакигату [Там же].
Согласно суфийскому знанию, существуют четыре уровня внутреннего развития суфия: шариат (уровень выполнения пра- вил), тарикат (уровень сокровенного знания), хагикат (постиже- ние божественной истины) и (согласно Ибн аль-Араби и Сейиду Абдуль Кадир Гилани) за уровнем хагиката следует уровень марифата, представляющий собой полное растворение во Всевышнем. Немногие избранные, постигшие этот высокий уровень, в суфийском исламе называются арифами (познавшими) [Энциклопедия… 2005: 337].
Осуждение шейхом Кунта-Хаджи войны как неугодной Всевышнему, призывы к духовному смирению, отказу от земного счастья противоречили идеологии имама Шамиля, ведше- го в то время на Кавказе вооруженную борьбу против царизма. Идеи шейха получали поддержку у народа, доведенного Кавказской войной до грани физического истребления. Это обстоятельство вынудило имама Шамиля принять решительные меры по запрещению кадирийского тариката, что привело к го- нениям на Кунта-Хаджи и его учеников. В 1858 г. шейх отправился на арабский Восток. После окончания Кавказкой войны на Северном Кавказе и пленения имама Шамиля Кунта-Хаджи возобновил свою проповедническую деятельность [Ислам… 2006: 227].
В изданиях конца XIX — начала XX в. можно встретить позитивную оценку учения Кунта-Хаджи. Например, в книге «Покоренный Кавказ» (1904 г.) мы находим: «Основы тариката (суфизма) — гуманность в самом широком смысле слова, <…> нравственные догматы тариката состояли в том, что мюрид (ученик, вступивший на путь тариката) должен был уничтожить в себе порочные склонности и сделаться незлобным, равнодушным к земным почестям и вообще ко всему земному, должен воз- держиваться от излишеств, поститься и, главное, постоянно устремлять свои помыслы к Аллаху» [Барахоев 2006: 3]. Однако святой шейх за распространение фанатичного учения «зикры» все-таки стал неугодным царскому правительству.
В 1862 г. начальник Терской области кн. Д.И. Святополк-Мирский обратил внимание на деятельность Кунта-Хаджи и пытался подавить его влияние на местное население. Над имамом и его семьей был установлен надзор. 3 января 1863 г. по распоряжению начальника администрации Терской области Лорис-Мельникова святой шейх и его брат Мовсар были схвачены и под конвоем от- правлены через Владикавказ в Новочеркасск. Более полутора лет они провели в ссылке в Новочеркасске и по новому указанию императора Кунта-Хаджи продолжили свою ссылку в Новгородской губернии, в селе Устюжино (ныне Вологодская область) [ Мальсагов 1999: 29].
В мае 1867 г. шейху был вынесен смертный приговор. Однако, вопреки правилам оформления тюремных дел, и в архивах, и в официальных источниках отсутствуют сведения о подробностях исполнения приговора и о последних днях нахождения шейха в тюрьме. Ученики Кунта-Хаджи уверены, что он не был казнен, а скрылся. Об этом также свидетельствуют сведения тюремного охранника Ильи Николаевича Смирнова, очевидца тех событий. Смирнов имел непосредственное общение с шейхом перед его уходом, получал от него благословения и исцеления. Когда охрана и начальник тюрьмы прибыли в камеру шейха с целью ис полнения приговора, они обнаружили отсутствие заключенного, при этом были целы его цепи и не взломаны замки. Смирнов был избит, несправедливо обвинен в том, что якобы помог заключен ному скрыться, осужден на 10 лет тюрьмы [Там же: 40].
В представлениях адептов кадирийского братства, Кунта- Хаджи — один из 360 святых (эвлия), благодаря которым существует мир, он вернется, когда наступит время. Рассматривая особенности суфийского братства, также сле дует упомянуть, что его приверженцы придерживаются основных положений ортодоксального ислама и одновременно поклоняются культу святых. Они почитают святых основателей тарикатов, посещают места их захоронения (зияраты), упомина- ют во время совместных молений имена Всевышнего, имена пророка Мухаммада (С.А.С.), имена святых [Акаев 2008: 33].
В ингушской практике исполняются религиозные песно пения в честь устазов (муршидов). Каждое братство в этом слу чае исполняет назм (особое молитвенное песнопение) в честь своего учителя [Албогачиева 2009: 348].
По известному преданию, тайну учения и ритуальных мо- литв шейху Кунта-Хаджи открыл сам Всевышний. Рассказывают, что шейх обладал даром творить чудеса, исцелять больных, перемещать человека в пространстве [Ислам… 2006: 228]. В ре лигиозной практике его мюридов особое значение имеет посещение зиярата (места захоронения) его матери Хеди (с. Гуни, Веденский район Чеченской Республики). Здесь же, согласно преданию, от следа посоха святого из-под земли забил родник с елебной водой, на сегодняшний день также являющийся местом паломничества.
БиблиографияАкаев В.Х. Шейх Кунта-Хаджи. Жизнь и учение. Грозный, 1994.
Акаев В.Х. Ислам в Чеченской республике. М, 2008.
Барахоев М. Нравственно-религиозное учение суфия Кунта-Хаджи
Кишиева // Общенациональная газета республики Ингушетия «Свет»
(«Сердало»). 2006. № 5.
Албагачиев Р.-Х.Ш. Шейх, устаз, овлия Кунта-Хаджи Кишиев.
Нальчик, 2012.
Албогачиева М.С.-Г. Маулид в Ингушетии // Лавровский сборник.
«Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. M., 2006.
Мальсагов М.С. Древо жизни. Нальчик, 1999.
Энциклопедия суфизма / Юсуф Хаттар Мухаммад. М., 2005.»
checheninfo.ru