ЧЕЧНЯ. Небольшое место Бобиньи под Парижем. В этом городишке нашел последний приют чеченский офицер, храбрый герой Первой мировой войны, доброволец Сопротивления Франции.
В Грозном вскоре после новогодней недели, 8 января 1885 года родился мальчик, который получил имя Чингис-Хан. Молодые родители были счастливы. К тому же они являлись представителями двух наиболее богатых и влиятельных семей Чечни. Отец — Бора-Хан Эльмурзаев, сын крупного чеченского землевладельца и администратора подполковника Шеды Эльмурзаева. Мать — Белита, дочь известного генерала Арцу Чермоева. Владением Бора-Хана стало село Брагуны в Надтеречном наибстве, которое вскоре было переименовано в честь нового владельца — Борахан. Но, к сожалению, счастье было не долгим: Бора-Хан заболел и скоропостижно умер. Белита с сыном осиротели.
Вскоре Белита второй раз вышла замуж. Муж, Батыр-Султан Тукаев – штабс-капитан, начальник 9-го участка Грозненского округа. Новая семья растила двух сыновей и дочь. На воспитание и формирование личности Чингис-Хана большое влияние оказали его дяди: брат отца, Ахмет-Хан Эльмурзаев – землевладелец и предприниматель, совладелец банка «Грозненское общество взаимного кредита» и брат матери, Абдул-Межид Чермоев – ранее офицер императорского конвоя, затем известный нефтепромышленник. Чингис-Хан служил в коммерческих компаниях, имел достаточное состояние. Но эта служба не приносила ему удовлетворения.
В июле 1914 года Российская империя вступила в Первую мировую войну. Многие молодые чеченцы записывались добровольцами на фронт. По приказу императора была сформирована специальная кавалерийская часть – Чеченский конный полк. Чингис-Хан был зачислен добровольцем в Чеченский полк. Вместе с ним добровольцами стали двоюродные братья Осман и Юсуп Чермоевы. Сводный брат Магомет-Батыр Тукаев и зять Махмуд Чуликов (муж сестры Зины), служившие офицерами в армейских частях, были вскоре переведены в Чеченский полк. А начальником штаба полка стал Абдул-Межид Чермоев – Тапа, дядя Чингис-хана, вернувшийся к военной службе.
В сентябре – первой половине октября 1914 года всадники проходили учения на полигоне в районе села Алды. Затем Чеченский полк отправили на фронт. В декабре в составе Кавказской «Дикой» дивизии полк выдвинулся в юго-западную область Украины – Галицию, около города Самбор. Чеченские всадники совершили глубокий обход австрийских частей – по горам и глубокому снегу. 16 декабря 1914 года полк ворвался в деревню Волосате и под сильным огнем выбил противника. Младший урядник Чингис-Хан Эльмурзаев вмести с тремя товарищами, под личным командованием Святополк-Мирского захватили дом, в котором находился вражеский укрепленный пункт. Четыре всадника с офицером взяли в плен 12 неприятелей. За этот подвиг всадников наградили Георгиевскими крестами – «солдатскими» боевыми медалями, № 159412. Вручал награды командующий 2-м кавалерийским корпусом генерал-лейтенант Хан-Нахичеванский.
В «Положении о Георгиевском кресте» (официально – Императорского Военного Ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия) значится, за какие подвиги воины награждаются этой наградой: «Кто, вызвавшись охотником на опасное и полезное предприятие, совершит оное с полным успехом».
Чингис-Хан поздравил боевых друзей в Киеве. Вместе с ним приехал двоюродный брат Шамсудин Мациев (сын сестры Борахана), известный коммерсант и акционер крупных компаний. Они сфотографировались на торжестве; на старой карточке ясно видна престижная награда.
Во второй половине января 1915 года Чеченский полк вел боевые действия в верховьях Днестра. В ходе ожесточенных боев чеченцы сдержали напор крупных сил противника и обеспечили безопасность правого фланга русской армии около селений Ломна и Лутовиска. 16 января командир сотни отправил Чингис-Хана в разведку у деревни Хащево, для связи с соседней частью. В это время пехотная часть была окружена неприятелем и попала под перекрестный огонь пулеметов. Несмотря на тяжелое и почти безнадежное положение, разведчик доставил донесение и установил связь. Командир, получив данные разведки, немедленно прислал помощь окруженным солдатам. Чинхис-Хан во время боя был ранен в левую руку, но остался в строю.
В феврале Чеченский полк перешел в наступление в районе города Калуш. У села Бринь 15 февраля встретил упорное сопротивление противника. Всадники попали под ураганный огонь врага. Чингис-Хан вместе с другом Магометом Багалаевым вызвались добровольцами разведать силы и расположения неприятеля. По густому лесу они подошли вплотную к вражеской части и незаметно рассмотрели позиции. Разведчики полностью выполнили задачу, чем, как сказал командир, «сильно облегчили наше наступление». Полк выстоял и позволил русскому корпусу занять город Станислав. За подвиг Чингис-Хан получил Георгиевский крест 3-й степени.
Летом 1915 года Чеченский полк вел бои на левобережье Днестра. 3 июля выдержал битву под деревней Шитовцы. Сотня под командованием штабс-ротмистра Абдул-Межида Кужуева совершила три жестоких атаки, заняла важный пункт и дала возможность подойти пехоте. За участие в этом бою Чингис-Хан 17 июля 1915 года получил еще одну медаль – Георгиевский крест 2-й степени. А в следующем месяце Эльмурзаев вновь проявил храбрость – на этот раз, в боях у села Винятынцы. Ротмистр Черемушкин, временно исполняющий обязанности командира полка, заметил смелого и инициативного всадника. 23 июля 1915 г. в рапорте на имя командира 2-й бригады он отметил:
«Чингис Хан Эльмурзаев… поступил в полк охотником добровольцем и находясь при Чеченском конном полку с первых дней его сформирования и участвуя с 16-го ноября 1914 года во всех походах и боях против неприятеля, вместе с полком всегда оказывал немалую пользу своею толковостью, распорядительностью и исполнительностью. Посылаемый нередко в разъезд в качестве офицера, он прекрасно справлялся с своею задачей и доставлял ценные сведения о противнике, несмотря на несомненную опасность для жизни, которой ему приходилось подвергаться на разведках».
Ротмистр отметил, что «командир сотни во время битвы давал ему всегда самые ответственные и трудные поручения, которые «выполнялись с одинаковой точностью и быстротой, несмотря на сильнейший огонь и непосредственную близость неприятеля».
На следующий день командир 2-й бригады принц Каджар наложил резолюцию: «ХОДАТАЙСТВУЮ». 26 августа главнокомандующий Юго-Западного фронта генерал-адъютант Иванов подписал приказ № 1002, согласно которому Ч. Эльмурзаев произведен в офицеры.
Весной-летом 1916 года Чеченский полк воевал в армии генерала Брусилова, во время знаменитого Брусиловского прорыва. 10 июня всадники были переброшены в район города Черновицы – в направлении Карпат. Направившись на правобережье Днестра, 2-я бригада под ураганным огнем форсировала реку Черемош, захватила село Росток и стала продвигаться на северо-запад, в верховья Прута. В этом бою Чингис-Хан, уже офицер Чеченского полка, удостоился первого офицерского ордена – святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом. Приказ о «ВЫСОЧАЙШЕМ» (то есть – царском) награждении подписал командующий IX-й армией генерал Лечицкий.
С декабря 1916 года Чеченский полк вел бои на Румынском фронте, затем весной-летом следующего, 1917 года – вновь на Юго-Западном фронте.
В сентябре 1917 года все полки Дикой дивизии вернулись на родину. Чеченский полк расположился в Грозном. Офицеры и всадники пытались содействовать местной власти и гражданам, участвовали в организации первых отрядов чеченской милиции.
Над Чечней, да и всем Кавказом нависла угроза межнациональной гражданской войны. Во время погрома большевиков в Грозном погиб сводный брат Чингис-Хана Магомет-Батыр Тукаев, командир запасной сотни полка. Горские деятели стремились восстановить спокойную жизнь и межнациональный мир в регионе. Они сформировали Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана. Руководителем Союза горцев, а затем Горского правительства стал Абдул-Межид Чермоев. В это время Чингис-Хан был помощником и сподвижником главы Союза горцев. Сначала в Терской области, затем в Дагестане Эльмурзаев являлся дежурным штаб-офицером при Горском правительстве.
В 1919 году заграничная делегация во главе с Чермоевым выехала для переговоров с иностранными миссиями. Вместе с делегацией отправился Чингис-Хан. А через месяц территорию Горской Республики заняли войска генерала Деникина, а затем большевики. Члены Горской делегации, ставшие эмигрантами, остались в Константинополе, а вскоре выехали в другие страны. Чермоев и его большая семья направились в Париж.
Эльмурзаев жил на парижской улице Фобур-Сан-Жак, в доме № 47. Бывший офицер стал рабочим, шофером, служил во Французском иностранном легионе, а затем работал в механической мастерской. В это время младший (сводный) брат Саид-Амин (Дайдаш) Тукаев также служил в Иностранном легионе, стал офицером. После 1940 года, когда Францию оккупировали нацисты, Эльмурзаев стал добровольцем в антифашистском Сопротивлении. По документам архива Министерства обороны Франции (ставшими известными исследователям из Ассоциации кавказских историков в Париже), Чингис-Хан являлся бойцом территориального округа подпольной самообороны в Париже.
К сожалению, Эльмурзаев не дожил до освобождения Франции. Он умер от ран 9 июня 1942 г.
Чингис-Хан похоронен на мусульманском кладбище в Бобиньи, в пригороде Париже. Здесь же похоронены и многие его родственники: Тапа и его брат Абдул-Муслим (Мина) Чермоевы, брат Чингис-Хана Дайдаш Тукаев, двоюродная сестра Зейнаб Бамматова (Чермоева), многие другие родственники. А сын Чингис-Хана – Сераждин Эльмурзаев (1911-1974) жил в Грозном. Он стал крупным ученым, филологом и историком, автором семитомного «Чеченского фольклора» (недавно переизданного Академией наук Чеченской Республики).
Тимур Музаев, заслуженный работник культуры Чеченской Республики, помощник начальника Архивного управления Правительства Чеченской Республики
checheninfo.ru