ЧЕЧНЯ.Удивительно красивое горное село[/b], расположено на берегу Яьсси (Аксая), к юго-западу от районного центра Ножай-Юрт. Ближайшие населённые пункты: на северо-востоке — сёла Аллерой, Совраги, Ишхой-Хутор и Бильтой-Юрт, на северо-западе — сёла Шуани и Исай-Юрт, на юге — село Энгеной, на юго-западе — село Хочи-Ара, на юго-западе — село Гордали. Выходцы из села Саясан ныне расселены во многих плоскостных сёлах Чечни. На территории села и в его окрестностях часто находят старинные предметы древней культуры.С 1935 по 1961 годы - центр Саясановского (Ритлябского) района.
После возвращения чеченцев из ссылки Саясан, наряду с Ведено, долгое время был общеобразовательным центром для детей средних и старших классов из более ста горных сел и хуторов. Выпускники Саясанской школы-интерната, которые учились не в очень хороших условиях, были не всегда сытыми и одетыми, жили вдали от дома, переносили стойко все тяготы интернатской жизни и стали цветом первой волны чеченской интеллигенции воссозданной ЧИАССР. Многие из них стали известными учителями, врачами, юристами, журналистами, строителями, агрономами, поэтами, писателями, музыкантами, артистами, художниками, учеными. В Саясане собирался воскресный базар, куда стекались люди с многих горных сел. Здесь в советское время стоял единственный в горной части памятник Ленину, который был снесен в 1991г., на волне распада СССР.
Ташу-Хаджи. В селе расположен зиярт шейха, имама Чечни Ташу-Хаджи (чеч.: Воккха Хьаьжи). Место, откуда прибыл Ташу-Хаджи в Чечню, точно неизвестно, но есть предположение, что он в наш край пришел из чечено-кумыкского поселения Эндери. Ташу-Хаджи говорил на кумыкском языке, на основании этого многие приписывают ему кумыкское происхождение. Может это и так, хотя никаких утверждений или опровержений на этот счет нет. Есть сведения о том, что в самом начале ХIХ в. он познакомился с широко известным в те годы ученым-суфием, знатоком и преподавателем канонов и правил соблюдения мусульманской веры Мухаммад-Яраги из Дагестана. Именно Мухаммад-Яраги стал первым свидетелем открытия избранности и дарообладательства Ташу-Хаджи, который никому не рассказывал о своем предназначении на пути распространения и укрепления религии Ислам и тариката Багауддина Мухаммеда накшбанди из Бухары.
Ташу-Хаджи стал одним из важнейших звеньев в накшбандийской цепи преемственности (силсиле). Ему было поручено Творцом Нашим Всемогущим стать главным остовом распространения мусульманства на территории современного Северного Кавказа. Множество его верных мюридов переняли от Ташу-Хаджи глубокую веру и безмерное поклонение Всевышнему Аллаху. Его учениками были около двухсот пятидесяти шейхов и авлияов, которые впоследствии продолжили религиозный путь своего наставника. Скончался Ташу-Хаджи в 1241(6) г. по хиджре, похоронен в Саясане. Здесь же стоит его святыня.