ЧЕЧНЯ. Данная стела расположена у дороги на сельском кладбище близ Макажоя в историко-географической области Чеберлой (Веденский район ЧР) и представляет собой крупную монолитную плиту с заостренным изголовьем. Рельефное изображение на стеле помещено в фигуру, представляющую прямоугольник с треугольной вершиной. Основной текст состоит из восьми строк. Для имен Абатир, Кири и Ала в скобках нами приводятся возможные варианты прочтения. Также в имени Дабарнус восстановленная нами часть слова помещена в квадратные скобки.
Памятник примечателен приведенным на нем генеалогическим древом, возведенным к известному военно-политическому предводителю Чечни 17 века, Гази Алдамову (чеч. Алдаман ГIеза), а также предпоследней строкой, в которой перечисляются имена семи эфесских отроков. Последние известны в мусульманской традиции как «асхьабу-ль-кахIф», т. е. «товарищи по пещере», и упоминаются в суре Корана «Пещера» («Аль-КахIф»). Имена, по крайней мере, четырех отроков на стеле приведены не совсем в традиционно принятой форме, поскольку в мусульманской (и православной) традиции они известны как, соответственно: Ямлиха (Иамвлих), Максалина (Максимилиан), Маслина (Мартиниан), Кафшататайуш (Антонин), Марнуш (Иоанн), Сазануш (Дионисий) и Дабарнуш (Константин). Надо полагать, упоминание данных имен на погребальном камне – отсылка к мотиву погружения в длительный сон (или смерть) и последующего пробуждения (или воскрешения).
Текст из восьми строк: «[Да] пребудет благословение Бога. Нет мощи и нет могущества ни у кого, кроме Бога. Это – могила Арснакъа – сына Абатира (Бетира?), [сына?] Махьа, сына Ала (Али?), сына Махьаша, сына ГIалаша, сына Кири (Гири?), сына ГIази, сына Алдама, сына Айдамара. О, Боже! Прости им и помилуй их. Ямлиха, Максалиба, Машлина, Кафшайа, Макъар, Сазанус, Да[бар]нус. 1338 (25.IX.1919–12.IX.1920)». Амин Тесаев