По властному требованию самой жизни, складывался характер адыга-воина, который с чуткостью подметил великий Пушкин:
Черкес оружием обвешан, он им гордится, им утешен...
Зато при малейшем ослаблении вражеской угрозы народ старался претворить мечту о мирной жизни в труде и искусстве. Мастера золотых и серебряных дел чеканили прекрасные ажурные изделия. А сколько любви и нежности вкладывалось в чудесные женские наряды, ювелирные изделия, золотые и серебряные орнаментальные вышивки. Все эти украшения и сейчас вызывают восхищение.
Создавались знаменитые черкесские сады, расчищались поляны под посевы хлебов, выращивались большие гУрты овец, лошади особой адыгской породы, прекрасные, невообразимо выносливые.
Разумеется, такая полная лишений жизнь не могла не отразиться на духовной культуре народа. Адыги создали прекрасные образцы устного народного творчества: черкесский нартский эпос, замечательные песни, сказки и сказания, проникнутые гуманистическим пафосом и оптимизмом. Песни, рассказы всех видов сопровождали адыга всю его жизнь. Они звучали всюду — и в кунацкой и в походе на привале. Сила примера героев, фигурирующих в этом фольклоре, мораль и идеология эпохи, заключенные в нем, господствовали над адыгом. На песни и исторические предания смотрели как на хронику и летопись, где из поколения в поколение увековечивались события и имена героев, клеймились позором трусость и порок. А в пестрых, высокохудожественных отвлечениях сказочных небылиц адыги умели видеть образы своей социальной действительности. Сила общественного мнения, создаваемого фольклорным произведением, была настолько высока, что адыг скорее предпочел бы умереть, чем услышать свое имя, покрытое позором, в песне или рассказе. А хвалебный куплет с упоминанием его имени в устах джегуако (народного сказителя) по поводу какого-то важного события являлся для него высшей наградой.
Однако новое нашествие, новая война разрушали созданное веками трудом и умом народа. И все приходилось начинать заново.
Лишь Великий Октябрь спас адыгов от полного физического уничтожения. И очень символично, что первым печатным произведением на родном языке адыгов стал «Интернационал».
Невелика Адыгея. Говорят, что ее за день можно пересечь из конца в конец — от берегов рукотворного Краснодарского водохранилища до высокогорных альпийских лугов, седовласых вершин Западного Кавказа. От широких плодородных равнин, хранящих хлебное тепло, до зеленых, шумных лесов. Наверное, это так и есть, ведь сегодня век машин. И все же вряд ли кто, даже если очень пожелает, сумеет сделать это: уж очень надо быть холодным человеком, чтобы просто пройти мимо, закрыть глаза не только на красоту мироздания, но и на красоту дела рук человеческих.
Чтобы сполна познать и оценить сегодняшнюю прекрасную жизнь, надо знать прошлое. Кавказская земля хранит памятники, рассказывающие о жизни моего народа. Корни его культуры так же глубоки, как и сама история. Поэтому трудно переоценить значение последних археологических находок, представленных на выставке «Сокровища курганов Адыгеи». Они несомненно вызовут большой интерес у широких слоев общественности, потому что позволят нам еще глубже заглянуть в богатейшую историю нашей древней земли.