Крещение царя Армении Тиридата III святым Григорием Просветителем. "Хроника Сеерта (Сиирта)" - арабоязычная хроника (время создания - предположительно - вторая половина IX века. Есть версии о более раннем времени написания - VIII век), принадлежащая перу служителя Ассирийской Церкви Востока. По некоторым данным его могли звать Ишоднан из Басры. Названа по городу, где был найдена рукопись. "Хроника" сохранилась частично и охватывает временные периоды с 251 по 422 и с 484 по 650 годы.
Текст "Хроники" опубликован на арабском и в переводе на французский в 1908 году в Patrologia Orientalis халдейским архиепископом Сеерта Аддаем Шером, впоследствии мученически погибшем в ходе геноцида 1915 года в 1908 - 1910 годах. Автор "Хроники", как было сказано выше "несторианин" (последователь христологии Ассирийской Церкви Востока). Он с одобрением отзывается о халкидонитах и Халкидонском соборе и с ненавистью пишет о яковитах и армянах, как о "последователях ереси Севира" (то есть миафизитах). Помимо прочего, летописец помещает у себя предание о крещении Армении, которое в общем и целом совпадает с традиционной армянской версией, которую ставят под сомнение азербайджанские "историки".
Перевод отрывка на русский (с английского): Григорий, научивший и покоривший армян, был греком. Спасаясь от преследований Диоклетиана он укрылся в горах Армении и жил там в служении Богу. Однажды патрикий [1] Армении поохотиться и принести жертвы своим богам недалеко от пещеры Григория. Он был поражён аскетической жизнью Григория. В другой раз он [патрикий] отправился охотиться вместе с Васой (Вассой) [2], царём Армении, который, увидев Григория, предложил тому принести жертвы богам. Григорий отказался. Он [царь] повелел избить его и бросить в яму полную гадов [насекомых]. [После чего] царь, выйдя из себя [одержимый безумием], начал рвать свою одежду и кусать его. Жена посоветовала убрать святого из рва. Царь приказал того освободить и просил его молитв. По молитве Григория царь был исцелён и крестился вместе со всем своим домом. С этого времени царь оказался записан в Книгу Жизни в Церкви. Слава Григория дошла до греков. По просьбе Вассы, Леонтий Цезарейский, один из 318 [], посвятил его [Григория] в епископы армян. Васса и Григорий преуспели в христианизации всей Армении. Они строили церкви и уничтожали языческие храмы. Когда Шапур напал на Васу, тот покрошил на куски его армию по молитвам Григория. Армяне на соборе в Халкидоне отказались анафематствовать Севера и его секту. После смерти Григория вера армян была искажена. В чистый четверг был принесён в жертву агнец, но подобно иудеям они дали ему соль, прежде чем убить.
Примечание. 1. Патрикием именуется член правящей в Армении царской династии. 2. Почему Тиридат III ассирийским летописцем назван Васой непонятно. 3. Имеются в виду епископы, участники Никейского собора 325.